В Мосгордуме предложили разрешить водителям бесплатный проезд в автобусе

В России всерьез обсуждают возможность введения бесплатного проезда на общественном транспорте для автомобилистов в снегопад. Уже есть на этот счет законодательная инициатива со стороны депутатов Мосгордумы. Эксперты "Российской газеты" рассмотрели плюсы и минусы этой идеи.

Стоит отметить, что это не российское изобретение - так называемые "снежные билеты" были недавно введены в столице Латвии. Таким образом, власти Риги решили облегчить работу дорожных служб, которые не могут расчистить снег из-за километровых пробок на дорогах.

Водителям разрешили во время сильного снегопада ездить не по билету, а по техпаспорту от автомобиля. Но льготный проезд для автомобилистов в Риге действует только в наземном общественном транспорте, а на электрички и маршрутные такси не распространялся.

Так ли это необходимо в России? По мнению директора Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ "Высшая школа экономики" Михаила Блинкина, в нашей стране вполне можно обойтись и без "снежных билетов" по двум причинам. Первая - это несправедливо по отношению к тем, у кого нет автомобиля. "У меня как у директора института есть машина. Я ее оставлю у дома и поеду на метро бесплатно. А мой младший научный сотрудник, который не имеет автомобиля, в снегопад будет платить за проезд в общественном транспорте? - спрашивает он. - Это неправильно".

В других странах существует противоположная практика, говорит Блинкин, - водителей там не освобождают от оплаты за проезд, а привлекают к уборке снега. С такой просьбой к горожанам обращаются, например, в Канаде. И там есть добровольцы, которые еще летом запаслись специальными насадками для своих внедорожников, которые позволяют сгребать снег с дороги. После призыва помочь в расчистке улиц они собираются у мэрии и распределяют - где и кто будет расчищать улицы. Это прекрасный пример акта патриотизма, отметил Блинкин.

Вторая причина, по которой покупка "снежных билетов" за счет городской казны эксперт считает не очень хорошей идеей, это огромные расходы и коррупционная составляющая.

В Риге машин намного меньше, чем в Москве. Если не считать тех авто, что приезжают из области, придется заплатить за проезд 4,5 миллиона автовладельцев. Именно столько машин зарегистрировано в столице. И тот, кто не каждый день пользуется авто, не упустит возможность взять техпаспорт от своей машины и проехать в общественном транспорте бесплатно.

Также открыт вопрос, будет ли льгота распространяться на жителей Подмосковья, которые ездят в столицу работать.

И если горожане оставят машины у дома, на узких улочках и во дворах, то и там возникнет проблема с уборкой снега, предполагает эксперт.

При принятии решения столичные власти будут ориентироваться на мнение самих жителей - департамент транспорта Москвы запустил на эту тему опрос в Интернете.