Защита арестованного механика лифта, в котором погибла женщина, объявила, что будет обжаловать решение суда. Напомним, 15 января суд заключил под стражу до середины марта сотрудника компании "Лифт Гарант" электромеханика Алексея Белоусова.
Именно он обслуживал лифт в "Алых парусах", тот самый, в котором на седьмом этаже провалился пол и женщина погибла на месте. Белоусову предъявлено обвинение по ст. 238, часть 2, пункт "в" Уголовного кодекса - причинение тяжкого вреда или смерти по неосторожности. Максимум, что можно получить по этой статье, - 6 лет колонии.
Предварительно эксперты причиной трагедии называют плохой контроль за состоянием лифтов и даже гидрогеологическую обстановку. После ЧП в Госдуме уже говорят, что они могут создать комиссию, которая во всех регионах будет заниматься серьезными коммунальными авариями, в частности авариями с лифтами.
А пока на форуме многоквартирного комплекса "Алые паруса", где произошла трагедия, жильцы обсуждают случившееся. Выясняется, что проблемы с лифтами были в домах и раньше.
Сейчас в этом комплексе, как водится после несчастья, лифты отключают и проверяют по несколько раз в день. Проще говоря - они стоят. Граждане с двадцатых этажей оказались фактически в ловушке, не говоря уже о тех, у кого есть маленькие дети и коляски, а также о тех, кто по возрасту или здоровью не может пешком дойти до 26-го этажа.
Известно, что по нормам срок службы лифта составляет для разных модификаций примерно 25 лет. Но не секрет, что в большинстве старых домов возят жильцов лифты и 30, и 50 лет. Специалисты утверждают, что без грамотного обслуживания самый новый и навороченный лифт умрет лет через десять. При этом стоит новый лифт больше миллиона рублей.
Сейчас Генпрокуратура РФ инициировала проверки во всех регионах России жилых домов на предмет "соблюдения законодательства в части использования газового и лифтового оборудования". Об этом сообщила официальный представитель ведомства Марина Гриднева. Проверки назначены после взрыва газа в доме в Волгограде и аварии с лифтом в комплексе "Алые паруса".
В связи с произошедшими в последнее время трагическими событиями, повлекшими гибель людей, Генпрокуратура РФ поручила прокурорам провести проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности внутридомового газового и лифтового оборудования", - заявила Гриднева. Она утверждает, что проверки будут идти с привлечением специалистов Ростехнадзора, а также региональных жилищных инспекций.
В течение месяца эксперты проверят надежность лифтов во всех российских многоквартирных домах. Такое поручение руководителям региональных жилинспекций дал главный государственный жилищный инспектор России Андрей Чибис.
"Я дал поручение руководителям региональных жилинспекций совместно с коллегами из Ростехнадзора и муниципальными властями проверить наличие договоров на обслуживание каждого лифта в России, - рассказал он корреспонденту "РГ". - Этим сегодня занимаются специализированные организации, сотрудники которых должны соответствовать необходимым квалификационным требованиям. Выполнение этих требований мы и проверим. Механики компаний в том числе должны будут доказать, что разбираются в сложных механизмах и понимают, что делают".
Всего в России 276 тысяч лифтов. Из них, по оценке экспертов, потенциально опасными можно считать 56 тысяч. В среднем доля изношенного оборудования составляет 35 процентов, а в 19 регионах страны - более 50 процентов. Низкое качество лифтового оборудования эксперты объясняют двумя причинами.
Первая - отсутствие контроля в течение нескольких лет. В 2012 году лифты были выведены из-под опеки Ростехнадзора. Контроль вообще не осуществлялся, говорит Колесников. "Под крыло" Ростехнадзора лифты вернулись в 2014 году, и за пару лет состояние лифтов существенно ухудшилось. "Ростехнадзор следил за тем, чтобы лифты правильно и своевременно обслуживались специализированными организациями, - говорит Александр Колесников, начальник отдела организации технической экспертизы и расследования аварий Национального союза страховщиков ответственности (НССО). - В то время, когда контроля не было, владельцы лифтов старались экономить и обслуживать лифты своими силами или вообще не занимались ими".
Вторая причина - большинство лифтов изношено, кое-где даже встречаются дореволюционные модели, продолжает эксперт. "Чтобы исправить это, и была запущена масштабная программа капитального ремонта, в рамках которой будут заменены старые лифты", - отметил Андрей Чибис.
Принято считать, что поломки свойственны только старым лифтам. Тем больший шок от аварии, которая произошла в новом элитном доме в Москве. Однако, как выяснилось, новостройки лифтовых дел мастера посещают часто. Зачем? Дом-то новый, однако усадка здания нередко приводит к выгибанию направляющих противовеса - груза, который компенсирует вес кабины лифта. Именно падение этого груза является сегодня одной из основных версий аварии в ЖК "Алые паруса", в которой погибла женщина.
"По данным на сегодня, причиной смерти женщины стало падение из кабины лифта в лифтовую шахту. Оно произошло из-за разрушения лифта противовесами", - сообщил Дмитрий Федоткин, замруководителя межрегионального технологического управления Ростехнадзора. По его словам, до 4 февраля Ростехнадзор планирует провести расследование, которое и покажет, почему противовес упал с направляющих и мог ли своевременно проведенный ремонт предотвратить трагедию.
Ростехнадзор направил обращение к правительству Москвы о проведении внеочередного освидетельствования лифтов, установленных в жилых домах города Москвы. "При выявлении нарушений, которые угрожают жизни и здоровью людей, нами будут приниматься меры в соответствии с законодательством", - сообщил Федоткин.
Между тем официальной информационной базы по авариям в лифтах в России нет. "В среднем в стране происходит около 20 случаев в год в лифтах, при которых есть пострадавшие или гибнут люди", - говорит Александр Колесников.
"Ответственность владельца лифта должна быть застрахована", - отмечает представитель страхового союза.
Если владелец лифта соблюдает закон и страхует свою деятельность, потерпевшие или родственники погибших получают страховку. Но если страховки нет, потерпевшие и в этом случае не останутся без денег. Их выплатят из средств национального союза, а потом через суд взыщут с владельцев лифта.
Ответ на вопрос, как могла произойти трагедия в "Алых парусах", ищут эксперты и городские власти. Как сообщил "РГ" депутат Мосгордумы, академик Российской академии архитектуры и строительных наук Валерий Теличенко, это первое в Москве ЧП с лифтами в элитных домах ("Алые паруса построены в 2003 году), где оборудование, новое и дорогостоящее. "Причиной аварий становятся неполадки внутренних механизмов или тросов, - говорит Теличенко. - Но обрыв троса не должен привести к падению лифта, так как кабины оснащены спецсистемой - ловителями. В случае если скорость кабины лифта превышает допустимую скорость, ловители тормозят ее. Но отказали обе системы.
По данным агентства "РСН", в комплексе "Алые паруса" упал лифт фирмы Schindler, который не был сдан в эксплуатацию - проводился его монтаж. Правда, не понятно, почему лифт открыл двери перед пассажиром. В офисе компании Schindler отказались комментировать "РГ" марку лифта. Как сообщили "РГ" в мэрии, ЧП с лифтами в Москве редкость. Если с 2006 по 2010 год произошло 4 несчастных случая, то с 2011 по 2015 год - 2 или вдвое меньше. Причина их - не старение лифтового парка, он в Москве обновляется в последние годы в плановом порядке небывалыми темпами. Активная работа по замене лифтов началась в 2011 году. Учитывая жалобы москвичей, власти сначала провели обследование всего лифтового хозяйства. И выяснилось, что каждый пятый лифт из установленных в городе 110 тысяч подъемников уже отходил положенный ему 25-летний срок. В итоге за последние пять лет было заменено 20 506 лифтов, что в 6 раз больше, чем за предыдущие пять лет - с 2006 по 2010 год. Это позволило городу впятеро сократить количество
лифтов с превышением срока эксплуатации. На начало 2016 года подъемников, работающих более 25 лет, осталось 3784, или 3% от общего количества, что в 9 раз ниже, чем в среднем по стране.Все лифты включены в региональную программу капремонта. "В ее рамках в прошлом году заменили 2,5 тысячи лифтов, а в 2016-2018 годах заменят еще 8 тысяч единиц, - отметил Валерий Теличенко. - К началу 2017 года все устаревшие лифты замененят". Последние трагедии в городе с лифтами депутат объясняет ослаблением контроля со стороны надзорных органов вследствие выведения лифтового хозяйства из-под действия федерального законодательства о промбезопасности. Именно контроль за лифтовым хозяйством на федеральном уровне и нужно обеспечить.
До окончания экспертной проверки Андрей Чибис просит обратить внимание на состояние лифтов самих жильцов.
Любой сбой при открытии дверей или скрип во время движения должен насторожить. Пользоваться таким лифтом нельзя, необходимо как можно скорее связаться с управляющей компанией или вызвать диспетчера (кнопка вызова должна быть по закону в каждой кабине). Они в свою очередь обязаны вызвать бригаду из обслуживающей компании, а для более тщательной проверки - Ростехнадзор.