Придворный ювелир Наполеона I Мартин Гильом Бьенне не раз выполнял заказы царственных особ русского императорского двора. Его произведения, выполненные в стиле ампир, хранятся в России во многих музеях - от Эрмитажа до Исторического музея в Москве. В последнем, например, есть литургический набор, заказанный царем Александром I в честь разгрома наполеоновской армии и окончания Отечественной войны 1812 года. Выставленная на продажу ваза для фруктов из позолоченного серебра с рельефами в виде мифологических существ и выглядывающими из-под изящных ручек женскими скульптурными головками, также имеет отношение к победившему французские войска царю. Она была заказана Бьенне Великим князем Михаилом Павловичем, братом Александра I, в составе большого столового сервиза. Другие его части ныне разбросаны по миру - они хранятся, в том числе, в Московском Кремле, Metropolitan Museum в Нью-Йорке, Rijksmuseum в Амстердаме.
Фантасмагорические произведения одного из главных представителей авангарда XX века сегодня есть во всех ведущих мировых музеях - от парижского Центра Помпиду до МоМА в Нью-Йорке. Его картины - частые гости ярмарок искусства, особенно во Франции, которая, наравне с Россией, считает его "своим" художником. Парижская галерея и представляет эту внушительную фантасмагорическую темперу (110х80 см), предоставленную семьей художника.
Год русского авангарда, приуроченный к 100-летию "Черного квадрата" Малевича, прокатившийся экспозициями по музеям Европы и Америки, продолжается на арт-ярмарках. Из частной туринской коллекции на продажу выставлено полотно главной "амазонки авангарда", до настоящего времени редко появлявшееся лишь на региональных выставках в Италии. Женский портрет, выполненный в почти фигуративной манере, подписан и датирован Гончаровой на обороте.
Один из ярких представителей "парижской школы" русского происхождения прославился уже в столице Франции - из Москвы, где художник родился и учился живописи, Поляков уехал в 1918 году еще юношей. Сегодня его работы хранятся в музеях США, Англии и Европы, а в 2013 году Musée d’Art Moderne de la Ville de Paris устроил его первую мощную ретроспективу. Гуашь с эмблематичной для художника абстракцией, выставленная на ярмарке, была включена в каталог-резонне Полякоффа, составленный и выпущенный его сыном Алексисом в 1959-1962 годах. Произведение подписано автором в правом нижнем углу.
Иконы - одно из самых известных во всем мире произведений русского искусства, которые можно встретить у антикваров по обе стороны океана. Огромное их количество уехало за пределы России в разные волны эмиграции начала XX века, а затем рассеялось по частным и музейным коллекциям. Поэтому дворянский, а то и царский провенанс русских шедевров - не редкость. О происхождении иконы "Усекновение главы святого Иоанна Крестителя", написанной традиционно на доске по известному евангельскому сюжету (о мученической смерти Иоанна Крестителя, которому по приказу тетрарха Галилеи Ирода отрубили голову), известно лишь то, что галеристам она досталась из частной коллекции в Гамбурге. А вот продает ее авторитетная мюнхенская галерея с более чем 40-летней историей. Предварительная цена средневековой иконы, о которой нам сообщили, - около 100 тысяч евро.