Речь идет, в частности, о нашумевшем на весь Рунет "корпоративе за 65 млн рублей", который якобы собирался провести "Аэрофлот". 17 января новость про премию "Взлетная полоса" облетела ведущие СМИ и некоторые блоги, однако на деле выяснилось, что она, мягко говоря, уже попахивает нафталином. "Информация об объявлении тендера и поисках потенциального подрядчика по проведению корпоративной премии была опубликована на сайте госзакупок еще в конце прошлого года. Представители перевозчика пояснили, что на самом деле компания с самого начала приняла решение не проводить банкет, а заявка на госзакупках была сделана лишь для мониторинга цен на рынке подобных услуг. Компании пришлось даже объявить в прессе, что никакого мероприятия проводиться не будет.
Что же заставило прессу и блогеров стряхнуть пыль с новости месячной давности и вдохнуть в нее новую жизнь? Мы получили ответ от известного журналиста и блогера Олега Лурье. В ряде публикаций в прессе он рассказал, что недавно к нему обратился некий пиарщик, попросивший журналиста написать и разместить (не безвозмездно) материал на тему "Тайны "Аэрофлота". Почем монополия для народа". В нем предлагалось описать якобы беспредел, творящийся в авиакомпании, искусственное завышение цен на авиабилеты, очернить лоукостер "Победа" и тому подобное.
Методы для этого предлагались самые грязные - подтасовка и передергивание фактов, сочинение комментариев от имени реальных людей, откровенная ложь и другие сомнительные инструменты. Однако Лурье, пишут СМИ, сделал переписку с пиарщиком достоянием гласности, напомнив, что два года назад ему поступало такое предложение.
"Этих борцов с "Аэрофлотом" ничто не учит. Даже после того, как я зафиксировал всю переписку с "заказчиком" и рассказал все детали организации платного наката на компанию "Аэрофлот" в СМИ и блогосфере. Однако за полтора года все призабылось, и эта публика вновь пришла ко мне с предложением "мочить "Аэрофлот", - написал журналист в своем блоге, выложив туда скриншоты технического задания и приложенных "материалов".
Предложенные сомнительными заказчиками тезисы не выдерживают никакой критики. Например, предлагалось "педалировать" тему монополизма "Аэрофлота". Однако это далеко не так, указывает доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский.
"У нас несколько десятков авиакомпаний, крупных больше 30. Из этого совершенно очевидно следует, что "Аэрофлот" никаким монополистом не является, да он никогда им и не был", - указывает он. Профессор напомнил, что доля госкомпании на рынке авиаперевозок до банкротства ее основного конкурента - "Трансаэро" - не превышала 27%. Сейчас она выросла, но все так же далека даже от 50%, поэтому о монополизме (и проистекающем отсюда ценовом волюнтаризме) речи быть не может.
"Я на этой неделе лечу в Крым, и билеты туда и обратно обойдутся в 7 тыс. руб., то есть так, как это было заявлено еще в прошлом году, - отметил Кричевский. - На Дальний Восток "Аэрофлот" летает за 9 тыс. руб. туда и обратно".
Примечательно, что история с корпоративом "Аэрофлота" начала греметь по Сети практически сразу после разоблачения журналистом неумелой атаки на "Аэрофлот" в Сети. Эксперты уверены, что она также является частью заказной кампании, о которой написал Лурье.
"Тот факт, что направленные против "Аэрофлота" публикации появились практически одновременно с разоблачительным материалом блогера (о попытке проведения пиар-кампании против этого перевозчика), действительно наводит на мысль о взаимосвязанности этих событий", - прокомментировал ситуацию член Общественной палаты России Артем Кирьянов. По его мнению, когда стало ясно, что блогер сорвал заказную публикацию, пиарщикам пришлось экстренно вбрасывать в СМИ и блогосферу другую тему, несмотря на ее очевидную старость.
"Похоже, мы имеем дело с тщательно организованной PR-атакой на "Аэрофлот", стоимость которой может превышать 100 тысяч долларов", - отметил Кирьянов, предложив авиакомпании обратиться с заявлением по данному факту в Общественную коллегию по жалобам на прессу. "Черному пиару нужно поставить заслон, чтобы впредь СМИ, да и блогосфера ориентировались на объективность освещения событий", - добавил он.
В том, что "Аэрофлот" был целенаправленно атакован, не сомневается и главный редактор портала AVIA RU Network Роман Гусаров. По его свидетельству, недавно в Facebook он уже столкнулся с откровенным вбросом, дискредитирующим лоукостера группы "Аэрофлот" - авиакомпанию "Победа", якобы помешавшую пассажирке своевременно попасть на операцию в области сердца.
"Это очевидный фейк, такая нервирующая аудиторию информация. Понятно, что просто так, из любви к художественному слову такое не делается. Значит, это была часть информационной атаки", - отметил Гусаров. При этом эксперт затруднился предположить, кому была бы выгодна подобная кампания по дискредитации госкомпании.
В свою очередь вышеупомянутый журналист и блогер не исключил, что в свете последних событий у заказных материалов может быть политическая подоплека. "Судя по тем публикациям, которые появились в Сети, это почерк определенных либеральных кругов. Вышли публикации в строго ограниченном круге СМИ и блогосфере, - подчеркнул он. - Видимо, было политзадание очернить крупную российскую компанию с госучастием".
В самой авиакомпании не стали пытаться угадать заказчика, который стоит за дорогостоящим "вбросом" в СМИ, но призвали не обращать внимания на эти информационные волны. "Учитывая, что на рынок блогосферы поступил большой заказ на проведение черной PR-кампании против "Аэрофлота", логики в обвинительных публикациях против российского нацперевозчика в ближайшее время искать бессмысленно", - считают в "Аэрофлоте".