Константин Бронзит попросил защитить свой мультфильм от торрентов

Сразу два российских режиссера после окончания новогодних праздников выступили с воззваниями к пользователям торрент-трекеров и их владельцам с требованием прекратить распространение их новых картин.

Сначала на своем официальном сайте эмоционально выступил Василий Сигарев, чья "Страна Оз" совсем недавно выходила в прокат.

- Меня первый раз в жизни унизили… И это был "Рутрекер" (самый популярный торрент-трекер России - Ред.), - сообщил Сигарев. - Я вам клянусь: я такого унижения никогда не испытывал. Эти люди считают, что можно брать чужую собственность... Потому что они думают, что у нас закон несовершенен. Так прямо и делают. Несколько обращений на "Рутрекер" с просьбой удалить "Страну ОЗ" никто не услышал. Им… (наплевать - Ред.), что мы ничего не заработаем, им главное - свой доход. Нам просто сказали, что нужно заплатить сумму через левую контору: "И вас удалят". Назвали сумму: 500... Я не стал спрашивать, там с агентскими или как.

А несколько дней спустя в соцсетях появилось обращение Константина Бронзита, чей мультфильм "Мы не можем жить без космоса" в этом году получил номинацию на "Оскар".

- Я никогда не боролся с пиратством, но все (!) мои фильмы находятся в интернете в свободном доступе, хотя ни одного из них я не выложил туда собственноручно - написал режиссер. - Это всегда делал за меня некий "доброжелатель". Но сегодня я в отчаянии обращаюсь к вам за помощью - пожалуйста, помогите спасти мой новый короткометражный фильм "Мы не можем жить без космоса". Он был украден с какого-то фестиваля, размещен в интернете и, конечно, попал в VK ("Вконтакте" - Ред.)!! Теперь он регулярно всплывает здесь, то у одного пользователя, то у другого! Это убивает мой фильм!

Дело в том, что наличие пиратской копии вполне могло стоить Бронзиту участия в престижных международных фестивалях (они не включают в свою программу слитые в сеть фильмы), а, следовательно, и номинации на "Оскар". В этот раз обошлось, но режиссер, понятно, хотел бы обезопасить свои будущие работы от незавидной судьбы.

Послания Бронзита и Сигарева совпали с началом не декларируемой, а реальной попытки бороться с торрентами - в конце прошлого года Мосгорсуд вынес решение о вечной блокировке "Рутрекера".Война кинематографистов и государства с торрентами вполне понятна - интеллектуальную собственность и авторское право никто не отменял, а, значит, и нарушения в этой сфере вполне логично квалифицируются как воровство. Однако это только одна сторона монеты, затрагивающая нюансы легальности и морально-этических норм. Но действительно ли торренты убивают кино как индустрию, не позволяя продюсерам зарабатывать на своих картинах? Тут у экспертов нет однозначного ответа на вопрос. И эта неоднозначность сама по себе может быть аргументом если не в пользу торрентов, то как минимум за развенчания мифа о том, что попавшие сеть фильмы обязательно собирают в прокате жалкие суммы.

В новейшей истории российского кино было несколько эпизодов, когда пиратская копия картины в хорошем качестве оказывалась в интернете до начала кинопроката. Одним из первых таких случаев стала комедия "Каникулы строгого режима" (2009), которую слили в сеть за день до премьеры. Кто-то успел похоронить кино, однако "Каникулы" бодро стартовали на первой строчке российского бокс-офиса с результатом в 281 миллион рублей за первый уик-энд. К моменту окончания проката картина увеличила стартовые сборы вдвое - до 553 миллионов рублей (3,5 миллиона зрителей). В том же 2009-м произошла и еще одна громкая утечка - кто-то выложил во всеобщий доступ до премьеры "Книгу мастеров", первый опыт компании "Дисней" в экранизации русских сказок. Наличие "пиратки" не помешало собрать фильму 316 миллионов рублей (2,2 миллиона зрителей). Есть и более свежие примеры. В прошлом году большой скандал вызвало появление на торрентах за несколько дней до начала проката фильма "Духless-2. Тогда причастный к созданию картины писатель Сергей Минаев публично реагировал вполне в духе Василия Сигарева. Однако "Духless-2" в итоге стал одним из самых коммерчески успешных российских фильмов года - его посмотрели 1,8 миллиона человек, которые принесли создателям 490 миллионов рублей.

- Мы, правда, не можем с точностью сказать, были бы все эти сборы выше, если бы фильм не оказался в сети, - говорит киноаналитик Николай Ларионов. - Однако в этих случаях создателям действительно грех жаловаться на кассовые результаты. Конечно, появление пиратской копии сразу бьет по статусности проекта, фильм тут же перестает быть событием. Однако в конечном счете все зависит от качества картины - если оно устраивает аудиторию, то она принесет фильму деньги, вне зависимости от его наличия в торрентах. А вот слабые фильмы торренты действительно могут добить - но им и без них в прокате мало что светит.

Дело еще и в том, что аудитория торрентов и аудитория кинотеатров - это, видимо, не одни и те же люди. Кинокомпаниям действительно следует удалять просочившиеся в интернет "пиратки", которые оказываются на тысячах сайтов, где можно в один клик посмотреть видео онлайн (например, социальная сеть "Вконтакте") - такая доступность провоцирует публику на просмотр нелегального контента. Торрент-трекер - совсем другое дело. Схема его использования не отличается большой хитростью, но все же требует от пользователя некоторого количества усилий и осмысленных действий. В кинобизнесе принято считать, что если человек затрачивает эти усилия на поиск и скачивание картины, то для кинотеатра он как правило - отрезанный ломоть.

- Как бы парадоксально это ни звучало, но иногда торренты, по всей видимости, помогают фильму увеличивать кассовые сборы, - продолжает Ларионов. - Так, например, было с французской комедией "1+1", которую многие посмотрели за несколько месяцев до начала российского проката. В итоге у фильма были высочайшие оценки на киносайтах и масса положительных отзывов. Это запустило позитивное "сарафанное радио, которое привело в кинотеатры новых зрителей. Фильм собрал 51 миллион рублей и стал главным хитом ограниченного проката 2012 года.

То есть в определенных случаях торренты можно использовать и как дополнительный элемент раскрутки картины. Пусть сегодня это и звучит немного диковато, однако вполне вероятно, что именно к этому киноиндустрия в итоге и придет. Потому что борьба с нелегальным контентом в сети идет во всем мире с одним и тем же результатом - "пираты" ведут в этом матче с разгромным счетом. В английском языке на этот счет есть поговорка If you can’t beat ‘em join ‘em. Ее русский аналог звучит еще интереснее: не можешь бороться - возглавь.