Между тем, как отмечают эксперты, население страны к нововведению не готово. В большей степени это утверждение касается движимого имущества. С квартирами и домами все более-менее понятно. Их страхованием будет заниматься недавно созданная госкомпания. По словам главы Государственной службы регулирования и надзора за финансовым рынком КР Санжара Муканбетова, для сельчан обязательная минимальная сумма составит 600, а для горожан - 1,2 тысячи сомов в год. При этом первые могут рассчитывать на выплату в размере 500 тысяч, вторые - одного миллиона сомов.
- Если кто-то оценивает свое жилье дороже, то он может заплатить большую сумму, - подчеркнул Санжар Муканбетов.
Что касается страховых случаев, то их около 30. Это, в частности, пожары и все виды стихийных бедствий.
В случае отказа от страхования хозяин недвижимости не сможет ее продать, не заплатив штраф. Его размер, как рассказал "РГ" член исполнительного совета Госфиннадзора Нурлан Байбосунов, еще не определен.
- С 2002 по 2014 годы для пострадавших от стихийных бедствий были выданы жилищные ссуды более чем на три миллиарда сомов. Такие расходы на компенсацию материального ущерба оказывают большую нагрузку на бюджет страны. В настоящее время потребность в ежегодных выплатах составляет свыше миллиарда сомов. Для дефицитного бюджета это накладно. Поэтому в 2015 году и был принят закон об обязательном страховании жилых помещений от пожара и стихийных бедствий, - пояснил Нурлан Байбосунов.
В целом вопросов у экспертов и общественности к процедуре страхования недвижимости немного. Чего нельзя сказать об автомобильном транспорте (ОСАГО).
Начнем с того, что, по данным дорожно-патрульной службы КР - а именно ее сотрудники должны будут штрафовать водителей без полиса, - до сих пор не утверждены тарифы по ОСАГО. "Закон вступает в силу в феврале. Но подзаконные акты не готовы. Они до сих пор находятся на согласовании в министерствах. А ведь после того, как их утвердят, необходимо еще в течение трех месяцев проводить разъяснительные работы среди населения", - сообщили в ДПС.
О том, что подавляющее большинство автовладельцев в Киргизии ничего не знает об обязательном страховании движимого имущества, говорят результаты проведенного АО "Кыргызинстрах" социологического исследования. "Лишь 15 процентам опрошенных известно о том, что такое ОСАГО. При этом многие из них - выходцы из южных регионов республики. Они неоднократно выезжали на работу в Россию, где подобный закон действует уже давно", - отметила председатель правления компании Динара Тезекбаева.
В госорганах тем временем успокаивают: все будет в порядке, мы уложимся в срок.
- Размер суммы страхового полиса рассчитывается следующим образом: базовая премия - она составляет чуть больше трех тысяч сомов - умножается на шесть коэффициентов, каждый из которых учитывает ту или иную особенность. К примеру, объем двигателя, возраст водителя, его стаж вождения, тип автотранспорта, - объяснил член исполнительного член исполнительного совета Госфиннадзора Нурлан Байбосунов.
По данным ведомства, средний тариф по ОСАГО в КР - один из самых низких среди стран Евразийского экономического союза. Автострахованием будут заниматься восемь-десять частных компаний. Максимальная сумма выплат составит 550 тысяч сомов, из которых 150 тысяч можно получить в случае порчи имущества и по 200 тысяч - за полученные травмы и гибель в результате дорожно-транспортного происшествия.
- Необходимость введения данного вида страхования связана с тем, что ежегодно в республике увеличивается количество автотранспортных средств, приобретенных на вторичном рынке, снижается уровень культуры вождения и ухудшается состояние дорог. В совокупности все это приводит к росту дорожно-транспортных происшествий. По данным ДПС МВД КР, ежегодно в
республике случается более семи тысяч ДТП. При этом погибает около тысячи человек, а десять тысяч получают ранения различной степени тяжести, - пояснил Нурлан Байбосунов.
- На сегодняшний день в действующем гражданском законодательстве имеются положения об ответственности, которую несут владельцы автотранспортных средств, но отсутствуют рычаги воздействия на виновников дорожно-транспортных происшествий, причинивших вред третьим лицам, и механизмы выплаты компенсаций потерпевшим. В итоге каждый участник дорожного движения оказывается в ситуации, когда виновник ДТП не имеет возможности возместить нанесенный ущерб, а потерпевший - получить компенсацию как от нарушителя, так и от государства. Закон об ОСАГО исправляет эту несправедливость, - добавил он.
По словам Нурлана Байбосунова, для более быстрого разрешения спорных вопросов по ОСАГО будет создан Институт страховых арбитров. В случае несогласия с выводами компании можно обратиться к ним. Решения института обязательны для страховых организаций.
Тем временем
Министерство внутренних дел предлагает запретить эксплуатацию незастрахованного автотранспорта. Соответствующий проект постановления вынесен на общественное обсуждение. Согласно документу, в случае остановки водитель должен передать сотруднику дорожно-патрульной службы для проверки водительские права, техпаспорт, справку об оплате налога на движимое имущество и полис ОСАГО.
Санжар Муканбетов, глава Государственной службы регулирования и надзора за финансовым рынком КР:
- Никто не говорит, что как только закон вступит в силу, всех сразу начнут штрафовать за отсутствие страховки. Людям дадут время на то, чтобы купить полис. - Это примерно 2-2,5 месяца. В это время сотрудники ДПС будут останавливать водителей и предупреждать их, что с 2016 года в республике введено ОСАГО.
Кстати
Страховые взносы возвращаться плательщикам, если страховой случай не наступил, не будут. По данным Госфиннадзора КР, их будут накапливать и размещать на банковских депозитах, вкладывать в ценные бумаги.