Эта формулировка идеально описывает место Сколы в итальянском кино - в его фильмах витальная народность картин Де Сики мирно уживается с изысканностью картин зрелого Феллини. Но в этой фразе главное, конечно, не столько генеалогия Сколы-режиссер, сколько бесстрастная констатация, что слава самого Сколы - автора, без сомнения, значимого и важного - никогда не достигнет высот его предшественников.
Этторе Скола начал свою режиссерскую карьеру в 1964-м, когда итальянское кино, пережив бурный неореалистический взлет, вступило в пору своего наивысшего расцвета - в то время Аппенинский полуостров был едва ли не самой горячей кинематографической точкой планеты. Неудивительно, что первые работы Сколы ("Если позволите, поговорим о женщинах", "Миллион долларов", "Нервная дрожь") были хоть и в целом благосклонно встречены критикой и публикой, но вполне справедливо носили титул ученических работ - уж слишком явно Скола пытался быть вторым Де Сика.
Свою собственную интонацию режиссер, впрочем, нащупал довольно быстро - в 1970 году его "Драма ревности" с великолепными Марчело Мастрояни и Моникой Витти в главных ролях соединила простодушные социальные мотивы окончательно выродившегося неореализма с ядовитой иронией, которая мутирует в бескомпромиссно-злой сарказм . Этот ядреный коктейль на долгие годы станет визитной карточкой Сколы. Первый большой успех Сколы не прошел незамеченным - с этого момента его картины постоянно участвуют в конкурсе Каннского кинофестиваля. Идейное продолжение "Драмы ревности" - совершенно восхитительная трагикомедия "Отвратительные, грязные, злые" (1976), в которой Нино Манфреди играет одноглазого бедняка, пытающегося утаить от своих многочисленных родственников свои сбережения, получает в тех же Каннах приз за режиссуру.
"Отвратительные, грязные, злые" и по сей день считаются одной из главных вершин как творчества Сколы в частности, так и всего итальянского кино 70-х. Но и после этого пика в его фильмографии можно найти не просто заметные, а по-настоящему знаковые работы. Фильм "Необычный день" (1977) при всей его вторичности подарил зрителю одну из самых запоминающихся встреч на экране Софи Лорен и Марчелло Мастрояни. Номинированный на "Оскар" за лучший фильм на иностранном языке "Бал" (1983)- один из самых дорогих, пышных и амбициозных фильмов. В этом красочном музыкально-танцевально-живописном полотне Скола мастерски рассказывает историю французского кинематографа от конца 30-х годов до начала 80-х - и пусть сегодня это уже немного отдает нафталиновой антологией с песнями и плясками, смотрится это кино по-прежнему внушительно.
Вторая половина 80-х - начало масштабного кризиса итальянского кинематографа, когда старые рецепты успеха вдруг обветшали и перестали работать. С этого момента сложно выделить какой-то особенно удачный период творчества Сколы. Пожалуй, последней его заметной работой стала картина 1987 года "Семья" - масштабный кинороман о нескольких поколениях одного римского семейства, вызывающая уважение попытка зрелого мастера осмыслить ломающий героев об колено XX век.
В 2011 году Этторе Скола внезапно покинул съемочную площадку своего последнего игрового фильма и объявил всем, что возвращаться туда не намерен по одной-единственной причине - кино перестало приносить ему моральное удовлетворение, а новые правила существования режиссеров в киноиндустрии совершенно ему не подходят. В режиссерское кресло с тех пор он вернулся лишь единожды - в 2013-м он снял документально-художественный панегрик "Это странное имя Федерико!", посвященный Федерико Феллини. Фильм пронизан абсолютной любовью к кумиру, но еще больше - тоской по безвозвратно ушедшей эпохе великого кино, младшим сыном которой Скола по праву назывался.