Во-первых, штрафы. Например, минимальный размер законопроектом предусмотрен на уровне 500 рублей, и это нормально. Но его верхняя планка для юридических лиц - 60 миллионов - абсолютно непосильная ноша для среднего и малого бизнеса. Так "дорого" будут наказывать в новой категории - за "грубые правонарушения". Но и средние штрафы в 1-5 миллионов рублей не по силам большинству. Встает вопрос о соразмерности наказаний.
Во-вторых, предложены новые сроки давности привлечения к административной ответственности - от одного года до шести лет. Это неприлично близко к Уголовному кодексу: два года после совершения преступления небольшой тяжести, шесть лет после совершения преступления средней тяжести. Но преступления и правонарушения - вещи принципиально разные. КоАП направлен на предупреждение совершения правонарушений с меньшей общественной опасностью и не может смыкаться с УК.
В-третьих, непонятен бизнесу и предложенный новый вид административного наказания: ликвидация юридического лица или прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (ИП). Иными словами, предлагается наказывать не должностных лиц, а компанию или ИП, ликвидируя их. Безусловно, есть случаи, когда компания может быть ликвидирована, но здесь речь идет о нарушениях организационных, при которых само существование юридического лица незаконно. Появление каких-либо иных оснований для ликвидации, безусловно, приведет к росту давления на бизнес, коррупции, недобросовестной конкуренции.
В-четвертых, вызывает вопросы положение о разрешении видеосъемки в производстве по делам об административных правонарушениях только с санкции должностного лица, органа, в производстве которого находится дело. Практика свободной съемки в делах об административных правонарушениях давно доказала свою эффективность: видеофиксация деятельности сотрудников органов госвласти помогает избежать злоупотреблений, подлогов, коррупции. Следует ли от этого отказываться?
Надеюсь, что нулевые чтения законопроекта помогут найти компромисс по этим вопросам. Но работа будет нелегкой.