Там с ребенком занимаются вожатые, проводят занятия по интересам, помогают выбрать интересную книгу для чтения, а при необходимости помогают сделать уроки. Инициатором необычного эксперимента стала директор московской библиотеки N14 Надежда Эрихман.
- За рубежом есть опыт, когда ученики приходят в библиотеку готовить уроки. Почему бы нам не делать так же? - говорит директор. - Потребность в продленке у родителей огромная. Не все готовы платить за нее, а библиотека предлагает свои услуги бесплатно.
Почему с родителей не берут денег? Во-первых, тут нет обедов. Ребенку могут предложить только питьевую воду. С собой из дома разрешается принести еду - бутерброды, фрукты, сладости. Открыть буфеты в небольших библиотеках трудно. Очень много документов и согласований надо собрать, да и окупаемость их под вопросом. Но в крупных библиотеках буфеты есть. Так что если они в перспективе войдут в эксперимент, сложностей с питанием не будет.
Во-вторых, занимаются с детьми вожатые, как правило, будущие педагоги. Без всякой оплаты за свой труд. Все они - слушатели так называемой городской "Школы вожатых", которая готовит кадры для летнего сезона отдыха, так что продленка в библиотеке для них своеобразная практика. Группы в продленке - не больше 10-15 человек. Кто-то ходит постоянно, кто-то один-два раза, так что состав детей постоянно меняется.
Продленка задумывалась для детей от 6 до 12 лет. Оказалось, больше всего заинтересованы в ней родители учеников 7-8 лет.
- Есть запрос от родителей пятилетних детей, но для нас с такими маленькими работать сложно, - поясняет Надежда Эрихман.
Проект будет продолжаться и в этом году. Библиотеки в нем заинтересованы, так как получают новых читателей. Школы пока не определились, как им относиться к эксперименту. Но, если разобраться, у них появляется сильный и очень заинтересованный конкурент.
Проблема у библиотек пока одна - не хватает людей, которые готовы заниматься с детьми 2-3 часа бесплатно. Но если, к примеру, зачитывать занятия в продленке как практику студентам педвузов, ситуация может резко измениться. Сейчас все программы, в том числе для будущих учителей, нацелены на получение практических навыков. И если раньше студенты приходили в школу на 2-3 курсе, то сейчас на первом. Почему бы не засчитывать им время в библиотечной продленке как производственную практику?
Ирина Томаева, директор Ростовской областной детской библиотеки им. В.М. Величкиной:
- Несколько лет назад у нас по выходным работала Литературная гостиная, когда родители могли привести и оставить детей на 2-3 часа. Обычно приводили детей до 9-10 лет. Это самый оптимальный вариант. Если есть потребность общества в таких группах продленного дня, библиотеки готовы предоставить свои услуги.
Татьяна Сергеева, директор Московского педагогического колледжа N18:
- У студентов по программам предусмотрено много видов практики. В том числе есть внеклассная работа. На нее предусмотрено 1-2 недели. Почему бы не разбить эти часы и не предложить студентам проходить практику в продленке в библиотеке? Еще можно проводить такую работу в рамках волонтерской деятельности. Думаю, если бы рядом с нами в Митино была такая библиотека и студентам предложили бы бесплатно заниматься там после лекций с детьми, согласились бы многие. Но все это не означает, что в школах не нужны продленки. У нас отдаленный микрорайон, почти все родители уезжают на работу рано, а возвращаются поздно, поэтому дети должны быть под присмотром не три часа в день, а с 12 до 18, как минимум.