"Профессия учителя вновь стала престижной, - заметил министр. - Надеюсь, в ближайшие годы мы завершим работу по избавлению педагогов от излишней отчетности. Должна быть сокращена административная нагрузка на образовательные учреждения, а также нагрузка учителей, связанная с составлением внутренних и внешних отчетов".
По его словам, среди задач, которые стоят сейчас в сфере общего образования - подготовка концепции преподавания географии, физкультуры, обществознания, поэтапный переход на новые стандарты, отказ от второй и третьей смены, строительство и модернизация школ, создание региональных систем оценки знаний.
"В этом году Минобрнауки начинает проект "Российская электронная школа", благодаря которому дети смогут получить образование с 1 по 11 класс либо полностью, либо частично с использованием электронных образовательных ресурсов и дистанционных технологий. Будет создан единый фонд комплектов электронных информационных и образовательных ресурсов по всем учебным предметам, - заявил Ливанов.
В сфере дополнительного образования продолжится поддержка негосударственного сектора и региональных программ развития допобразования. "На ближайшее время у нас две задачи: привлекать частный бизнес в сферу допобразования, сейчас его доля не превышает 1 процента, и развивать детское техническое и инженерное творчество", - такие цели поставил перед своим ведомством министр.
Какие меры поддержки предлагает системе допобразования Минобрнауки, кроме бюджетных средств? К примеру, государственные субсидии на госзаказ для частных центров творчества и разнообразных студий, возмещение части затрат на выплату кредита, который берет организация допобразования.
В регионах продолжится создание опорных вузов. Сейчас уже известны первые 11 университетов, которые станут опорными. В 2016 году планируется создать 20 опорных университетов, а в 2017 году - около 30. Обязательное условие для таких вузов - объединение с другими университетами. Министр пояснил: никто к этому подталкивать искусственно вузы не будет.
"Далеко не во всех регионах вузам надо объединяться", - признал Ливанов. Депутатов Госдумы больше всего волновали финансовые вопросы: когда учителя будут получать достойную зарплату за одну ставку, а не набрав часы в два раза больше положенного? Как увеличатся доходы педагогов допобразования? Каким образом будет решена проблема с созданием мест в детских садах для детишек до 3 лет? Продолжится ли финансирование региональных вузов, которые не захотят стать опорными? Почему не вошли в проект 5:100 ведущие вузы страны МГУ и СПбГУ и, соответственно, не получают дополнительных средств на продвижение?
Депутаты обратили внимание министра на несколько других важных вещей: в 2015 году двоечников на ЕГЭ по математике и русскому стало в два раза больше, чем прежде. Причем в самом худшем положении - сельские выпускники. До сих пор в очереди в детские сады записано 62 тысячи детишек. Растут траты студентов на питание в столовых и проезд в общественном транспорте. На эти вопросы, по их мнению, и надо обращать внимание министерству.
"С сентября 2016 года стипендия студентов будет проиндексирована на 4 процента. Мы дали указание вузам не повышать плату за общежитие и не увеличивать стоимость на контактном обучении. А в те регионы, где отменили или сократили льготы на студенческие проездные, направили разъясняющих письма, - рассказал министр и пообещал: все финансовые обязательства перед учителями будут выполнены, а что касается вузовских преподавателей, то их оклады будут расти.
Подписывайтесь на основные новости "РГ" в Telegram telegram.me/rgrunews