По сути, Москва и область - давно единая транспортная система, но формально - это два разных региона. Их тесная связь - ежедневно только на электричках из Москвы в область и обратно едут около 1,8 млн человек - вынуждает власти вместе разрабатывать тарифы на пригородные поезда. В Москве сейчас действуют два тарифа: зонный и внутригородской. Если пассажир едет в область, то покупает билет за 20 руб. 50 коп. за зону. Если только по Москве - платит 32 руб за весь путь, даже если едет на электричке с одного конца города на другой. "Единый тариф в пригородных поездах по городу позволяет железной дороге быть конкурентоспособной с метро и наземным транспортом при перевозках от "спальных" районов к центру Москвы", - пояснили "РГ" в пресс-службе Региональной энергетической комиссии Москвы, устанавливающей тарифы на проезд в столице. Это способствует разгрузке конечных станций метрополитена и частично разгружает городской транспорт в часы пик.
Но при этом стоит пассажиру выбраться за пределы столицы хотя бы на одну станцию, билет автоматически дорожает в два, а то и три-четыре раза. Например, билет с одного конца города от станции Бутово (юг Москвы) до Трикотажной (северо-запад Москвы) стоит 32 руб., а соседней с Трикотажной Павшино - уже 143 руб.
Избежать переплат можно. Вариант первый: купить билет в Бутово до Трикотажной за 32 рубля, выйти, купить еще один билет до Павшино за 21.50. Итого - стоимость поездки - 53 руб. 50 коп. Вариант второй - поставить себе приложение "Мой пассажир" от одного из столичных банков и покупать два билета на поездку.
В столичной РЭК считают, что применение "зонного" тарифа на электричках чаще всего в пользу пассажира. Например, совершая поездку от Красногорска до Тушино, с пересадкой на станции метро "Тушинская", пассажир заплатит только 20 руб. 50 коп., что ниже городского тарифа. К сожалению, невозможно учесть абсолютно все частные случаи индивидуальных поездок, особенно если они единичны. В этих "единичных" случаях чиновники в целях экономии советуют не ехать на электричке через весь город, а пересаживаться на метро. Кроме того, если человек совершает поездки регулярно, то ему лучше пользоваться абонементом "Большая Москва" за 1430 руб. Это позволит по одному тарифу ездить по всем направлениям и за несколько станций за город.
По словам председателя РЭК Москвы Романа Беззубика, при утверждении универсальной тарифной системы регулятор исходит из анализа массового трафика, то есть наиболее типичных поездок пассажиров, чтобы тарифная система была удобна для большинства людей.
Пассажиры, правда, с чиновниками из РЭКа не всегда согласны. "Мне гораздо удобнее сесть в Нахабино на электричку и доехать до Царицыно", - говорит дачница Нинель Михайлова, - чем с тяжелыми сумками пересаживаться на метро. Вообще не понимаю, как можно сравнивать удобство поездки на одном виде транспорта с поездкой на электричке с пересадкой, тем более что, например, чтобы доехать до Царицыно, надо влезть на высоченный мост на "Ленинградской" - она находится рядом с зеленой веткой подземки, а потом еще пройти пешком метров триста".
Впрочем, есть шанс, что система тарификации будет меняться еще больше в пользу пассажира. В прошлом году ЦППК отказалась от взимания платы за так называемые "нулевые" зоны - так считался проезд в электричке между соседними вокзалами. В результате на 19 рублей подешевел проезд из Московской области при сквозном следовании с Рижского на Курское направление и обратно и на 38 рублей - с областных станций Рижского направления до станции Москва-Каланчевская (метро "Комсомольская"). А еще в прошлом году после открытия станции метро "Котельники" поменяли цены для пассажиров, едущих до Казанского вокзала, - абонементы до "Комсомольской" и "Электрозаводской" стали стоить столько же, сколько и до Выхино.