В Минске придумали новый способ борьбы с "зайцами" в транспорте

К каждому безбилетнику в минском транспорте найдут индивидуальный подход. В том смысле, что "зайцу" не удастся увернуться от объектива видеорегистратора, который рядом с жетоном-удостоверением в скором времени появится на служебном жилете контролера.

Камера зафиксирует все происходящее во время проверки оплаты проезда в автобусах, троллейбусах и трамваях. Эти записи будут потом храниться на жестких дисках около месяца. А значит, в спорной ситуации ревизоры смогут воспользоваться доказательной видеобазой.

Сегодня же понять, кто прав, а кто виноват, только со слов участников конфликта весьма проблематично. Показательна в этом смысле случившаяся в декабре прошлого года в Минске история с фитнес-тренером 32-летней Ксенией Маргунской. Когда контролеры вошли в троллейбус, в котором она ехала, и стали проверять билеты, выяснилось, что пассажирка не оплатила проезд. В результате препирательств девушка покинула салон через окно салона, что снял на свой мобильный телефон водитель. Каждая сторона отстаивала свою правоту. Но недавно Ксении все-таки пришлось заплатить штраф... Помогут ли видеорегистраторы в решении подобных конфликтов? В минских автопарках уверены: в руках контролеров появится мощное оружие против "зайцев". К слову, и сейчас многие ревизоры и пассажиры пытаются записать спор на камеру или диктофон мобильника.

1 тысячу рублей составляет в Москве штраф за безбилетный проезд. В Минске он равен 105 тысячам белорусских рублей (около 400 российских)

"Иногда это очень помогает в последующих разбирательствах, - по опыту знает директор филиала "Агентство Минсктранс" Наталья Игралова. - Если пассажир оскорбляет контролера, и тот потом предоставляет видеозапись, на которой все зафиксировано, то заявление тут же забирают. Думаю, видеорегистраторы будут дисциплинировать пассажиров. Их закупкой сейчас занимается "Минсктранс".

Видеокамерами оснастят также и остановки общественного транспорта в Минске. Уже закуплено 29 таких устройств, и до 10 февраля рядом с табло с расписанием движения транспорта появятся первые "наблюдатели". Опять-таки это поможет оперативно и справедливо решать проблемные вопросы. Автобус остановился слишком далеко от бордюра, пассажира прижало дверью - камера зафиксирует все инциденты. А отснятый материал изучит комиссия: достаточно ли оснований, чтобы наказать водителя.

И еще одно нововведение в работе минского общественного транспорта: создаются мобильные бригады дружинников. В Минске их можно будет увидеть уже в апреле. По словам генерального директора государственного предприятия "Минсктранс" Леонтия Папенка, в городе появится 10 таких добровольных команд.

Они станут следить за порядком на маршрутах и доставлять зайцев, отказывающихся платить штраф, в ближайшее отделение милиции. Ведь полномочий задерживать безбилетников у самих ревизоров нет. Скорее всего, в составе таких бригад будут сотрудники минских автобусных парков. Юридический механизм работы народных дружин пока тоже прорабатывается. Надо сказать, за последние годы система общественного транспорта в Минске серьезно изменилась - теперь она автоматизирована. На смену традиционным компостерам в салонах пришли валидаторы, а вместо бумажных проездных на декаду или месяц используются бесконтактные смарт-карты. Теперь на городских линиях нет кондукторов, снизились расходы на реализацию билетов, а значит, экономятся бюджетные средства. Но, как показывает жизнь, бесконечный транспортный сериал борьбы ревизоров с безбилетниками еще далек от завершения. И теперь у минских контролеров появится явное преимущество...

А как ловят "зайцев" в России?

По данным за 2015 год, на транспорте Москвы выписали штрафов безбилетникам на 264 млн рублей, что в полтора раза больше, чем в 2014-м. На сайте ГКУ "Организатор перевозок", призванного следить за оплатой проезда, сообщается, что "зайцев" стало больше из-за экономического кризиса. 70 процентов их пойманы на наземном транспорте, 30 - в метро. В "Мосгортрансе" заявляют, что безбилетников становится все больше, и "это очень большая проблема", которая не решается из-за низких штрафов. Получается, выгоднее оплатить штраф (если поймают), чем постоянно покупать билет. Существует и такая проблема: только сотрудники полиции вправе задерживать человека для составления административного протокола на месте правонарушения. И этим безбилетники тоже пользуются. К слову, регистраторы, которые сейчас вводятся в Минске, в Москве кое-где практикуются с октября 2015 года. Но итоги подводить пока рано.