Известные секты, свидетели Иеговы, неопятидесятники, выходят в Сеть. Какие новые инструменты появляются в их руках?
Никита Медведев: Прежде всего таргетинговая реклама - определенные услуги предлагаются пользователю на основе его интересов, сайтов, на которые он заходил, поисковых запросов. К примеру, ищет человек, как ему правильно написать бизнес-план, а реклама предлагает ему вступить в психокульт, который якобы может помочь ему сделать бизнес успешным. К тому же Интернет позволяет сектам работать индивидуально с конкретным человеком. У него на страничке в соцсети указано, где он живет, чем интересуется, телефон, скайп. Бери да общайся. Расширяются возможности социальной инженерии. Предположим: "Вы играли в гольф, приходите к нам, у нас есть гольф-клуб, поиграем с ребятами..." Так можно завлечь человека и потом попытаться сделать его адептом каких-то идей.
И секты вовсю пользуются этими новыми "возможностями"?
Никита Медведев: Все же пока большинство руководителей сект - люди старшего поколения, которые выросли без Интернета и не так хорошо разбираются в современных технологиях, как молодежь. Но уже приходят гуру с новым сознанием, они знают технологии продвижения сайтов, СЕО-оптимизацию (работа с сайтом для лучшего отображения в поисковых системах), вирусные механизмы. И я чувствую, что мы скоро получим кипу сект нового типа, которые будут распространять свои идеи онлайн.
По вашим оценкам, сколько сейчас сект вышло в Интернет?
Никита Медведев: В Сети, конечно, появляются секты, которые существуют в реальном мире, и их становится все больше. В основном это неопятидесятники. Они создают красочные сайты, интересные группы в социальных сетях - все это рассчитано на привлечение молодежи, которая может увлечься таким подходом. Точной статистики у меня нет, но исчислять такие секты можно тысячами. И существует относительно новое течение - появление культов, которых в реальном мире не существует. Члены этих сект не встречаются друг с другом, в их среде не распространены какие-то обряды. Они существуют исключительно в онлайне. Таких сект на сегодняшний день около сотни.
Как же они набирают новых адептов, если не выходят в офлайн?
Никита Медведев: Они прикрепляются к уже существующим информационным потокам. В частности есть группы (MDK, 4chan), которые публикуют всякие шуточки, демотиваторы - среди подростков это сейчас очень популярно. Секты создают похожие сообщества и в них начинают копировать эту информацию. Таким образом, набирается, предположим, сто тысяч человек. И уже этой публике пытаются предложить какие-то свои идеи. Конкретный пример - секта Бодхи - она направлена на развращение малолетних. В одной из своих групп ("Промывка мозгов"), где 40 тысяч подписчиков, они время от времени рассказывают, что родители третируют детей, что на самом деле они изверги, что дети имеют право выбирать свое будущее. Из огромной массы выделяется некоторая группа, которая интересуется этими мыслями. Им предлагается вступить в аналогичное сообщество, которое уже называется "Семья - это могила". Оно менее многочисленное, 6 тысяч человек, но это уже те люди, которые причастны какой-то идее. Финальный шаг - выделить из числа этих людей активных членов, которые готовы поддержать идею, предположим, развития сексуальности у детей. Так адепт попадает в еще меньшую группу, в которой сотня человек, но все они придерживаются абсолютно деструктивных и маргинальных мыслей. Дети перестают понимать своих родителей, они могут голыми пройти по улице, могут заниматься бесконтрольными половыми актами с группой людей.
Онлайн-секты направлены только на совращение детей? В чем еще проявляется их деструктивность?
Никита Медведев: Я привел лишь один пример, но встречаются совершенно разные случаи. Справедливо сказать, что деструктивные последствия для участников онлайн-сект такие же, как и для тех, которые существуют в реальности. Секты нацелены на разрушение традиционных ценностей, на разрушение норм морали. В конечном счете, у человека отключается критическое мышление, он не воспринимает логические доводы, перестает общаться со своими родными и близкими - единственными, кто его понимает, становятся другие адепты.
Как "Лига безопасного Интернета" борется с сектами в Сети? Обращаетесь ли вы в прокуратуру, чтобы закрывали такие группы, как, например, недавно, закрыли все группы зацеперов?
Никита Медведев: Это основной способ. Как только мы находим основание для того, чтобы закрыть какую-то группу, мы сразу же подаем информацию в прокуратуру. Наверное, в дальнейшем постараемся как-то автоматизировать этот процесс. Есть и другие лазейки. Например, если администрация группы копирует чужие видеозаписи, мы подаем на них жалобу руководству социальной Сети. Еще один способ - мы обнаруживаем сообщество какого-нибудь гуру и создаем группу, которая бы разрушала его культ. Пытаемся пригласить людей, которые в этой секте, как-то заинтересовать их.
Какие могут быть основания для закрытия сектантского сообщества?
Никита Медведев: Все в рамках законодательства: детская порнография, пропаганда наркотиков, призывы к самоубийству, реклама алкогольной продукции, экстремизм...
Но это работает не всегда? Ведь группы Бодхи, о которых вы говорили, не закрыты.
Никита Медведев: В самой группе очень аккуратно преподносится информация. Она знает все законы и понимает, что можно выкладывать, а что нет. Если бы в них появилась детская порнография, их бы тут же закрыли. Но можно назвать одно слово другим, дать ссылку на другой ресурс, на котором все рассказывается подробно. И таким образом обойти закон.
Никита Медведев: Вот пример уже готового инструмента, которым могут пользоваться сектанты. В какой-то момент в Сети модным стала шутка "ЦП в ЛС" - это сокращение от "Child porn в личных сообщениях" ("За детским порно обращайтесь в личные сообщения". - Прим. ред.) Я видел на аватарках (заглавные фотографии в соцсетях. - Прим. ред.) многих появлялись селфи с этой подписью. Среди них была буквально армия несовершеннолетних - кому-то казалось это очень смешным. Страшно то, что некоторым показалось смешным пойти дальше, и на запрос в личных сообщениях действительно отправлять свои обнаженные фотографии или видео. Идея, которая вряд ли бы пришла им в голову без такого флешмоба. "Вирусность" подобных идей и последствия, к которым они могут привести, нельзя недооценивать.
В сообщениях группы часто встречаются слова "энергетика", "космос", "логос". Встречаются идеи буддистской направленности. Рассказы про йогу и восточные практики. Это не очевидные признаки, но повод для того, чтобы обратить особое внимание на эти группы. Группы, связанные с личностным ростом и с повышением мотивации, часто создаются психокультами. Они якобы направлены на развитие личности. А на практике их последователи, бывает, сходят с ума и даже заканчивают жизнь самоубийством.