В Китае авиаперевозчики откажут дебоширам в покупке билетов на два года

Китайские авиаперевозчики решили составить реестр авиадебоширов, которым будет отказано в покупке билетов и допуске на рейс. В "черный список" попадут граждане, которые будут пытаться открыть аварийный люк, будут прорываться в кабину пилотов или выступать с угрозами в адрес членов экипажа, или устроят драку с другими пассажирами. За такие выходки пассажир будет лишаться права на полет до двух лет.

По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), в реестре будут и данные, собираемые на российском рынке. Но представители китайского перевозчика China Eastern отметили, что на китайско-российских рейсах случаи авиахулиганства редки. Правда, российские авиаперевозчики утверждают обратное. Только в неофициальном "черном списке" компании "Аэрофлот" числятся более 4,5 тысячи человек. Ежегодно фиксируется более 7 тысяч нарушений порядка со стороны пассажиров. У российских авиаперевозчиков нет права ограничивать продажу билетов для буйных пассажиров. Но в прошлом году после ряда инцидентов с участием нетрезвых граждан на бортах российских авиаперевозчиков был подготовлен законопроект, предусматривающий внесение изменений в законодательство, и предлагалось создать на базе Росавиации общий "черный список" пассажиров. "Законопроект прошел первое чтение и был отправлен на доработку, планировалось окончательно принять его осенью прошлого года, но этого до сих пор не сделано, - сообщил "РГ" руководитель практики разрешения споров "Горизонт Капитал" Василий Ицков.

Списки "проблемных" пассажиров носят в России предупредительный характер в первую очередь для экипажей судна. "Таким образом они понимают, что на борту потенциально опасный пассажир и проявляют к нему повышенное внимание", - объяснил эксперт Общественной палаты РФ Дмитрий Чугунов.

Большинство граждан, создающих проблемы для экипажа и других пассажиров, чаще всего отделываются штрафом, а их действия квалифицируются как хулиганство, есть, конечно, и исключения. Например, в прошлом году после драки с членом экипажа на борту рейса, летевшего в Египет, россиянин получил реальный срок заключения. Но это единичный случай, в основном же последствия для таких проблемных пассажиров минимальны. "В некоторых случаях, если пассажир ведет себя неадекватно еще до посадки в самолет, авиакомпания может снять его с рейса", - пояснил вице-президент АТОР Дмитрий Горин.

Отечественные авиаперевозчики поддержали инициативу китайских коллег. "Нам стоит взять их опыт на вооружение, - уверен президент Фонда "Партнер Гражданской авиации" Олег Смирнов. - Проблема нарушения порядка во время авиаполетов стоит в России очень остро. Такое хулиганство угрожает жизни всех пассажиров, которые находятся на борту самолета, движущегося на высоте до 12 тысяч метров над землей на скорости порядка 1000 километров в час".

Представители отрасли уверены, что по отношению к пьяным и дебоширам должны применяться не только административные меры, но и уголовные. "Зачастую, чтобы обезопасить полет, командиру корабля приходится совершать экстреннную посадку, чтобы снять с рейса нарушителя порядка. Это обходится авиакомпании примерно в один миллион рублей, - отметил Олег Смирнов. - Эту сумму виновный должен возместить в полном размере".