- Есть очень простой расчет, - сказал корреспонденту "РГ" генеральный конструктор проекта Василий Постников. - При нынешних ценах на пшеницу обычный комбайн "зарабатывает" в час 250 тыс. рублей. Иными словами, именно столько стоит каждый час простоя. А еще надо учесть связанные с человеческим фактором потери зерна, различные сбои в работе и т.д. В итоге набегают очень приличные суммы. Оценки показывают, что робот с интеллектом стоимостью порядка 10 миллионов рублей окупится всего за один сезон жатвы. При условии, конечно, что он будет работать намного лучше человека.
Создать идеального "комбайнера" - очень непростая задача. Во всяком случае, намного сложнее, чем сделать робот-автомобиль. Кстати, подобные машины уже успешно испытываются в ведущих странах, а одна даже пересекла американский континент с запада на восток, преодолев более 5,5 тысячи километров. А вот "умных" комбайнов пока нет нигде в мире.
В чем проблема? Робот-автомобиль колесит по накатанным дорогам, его главная проблема - вовремя увидеть препятствие и принять решение и, конечно, соблюдать правила движения. У комбайна совсем иная планида. Он движется по пересеченной местности, полям, долам и холмам, да еще нередко в сложных погодных условиях, поэтому ему постоянно надо быть готовым к различным сюрпризам. Мозг машины обязан быть настороже и минимум за 3 секунды прогнозировать опасные ситуации. Но этого мало. Машина на ходу должна выполнять множество технологических операций. Причем не автономных, а взаимосвязанных.
- К примеру, казалось бы самый очевидный вопрос: С какой скоростью вести уборку, - говорит Постников. - Если медленно с высокой надежностью и осторожностью, то это неэффективно. Низкая производительность никому не нужна. Если же слишком быстро, то на жатку может наматываться солома. А это простои и потери.
Вообще жатка - это особая статья. Дело в том, что оптимальный угол, под которым скашиваются колосья, надо менять в зависимости от различных условий. Поэтому необходимо постоянно отслеживать реальную ситуацию, как идет жатва, и к ней приноравливаться. За это отвечают специальные датчики. Своего рода мини-завод расположен в "утробе" комбайна. Здесь происходит обмолот зерна, которое системой шнеков направляется в бункер.
Чтобы такая сложная машина была действительно "умной", ее придется "напичкать" множеством видеокамер и различных датчиков. А самое главное создать мозг для управления всеми "глазами", "ушами", различными приборами и исполнительными механизмами. Мозг должен анализировать режим уборки и постоянно выбирать и поддерживать наиболее оптимальный, оперативно посылая исполнительным механизмам необходимые приказы.
Разработка такой техники сегодня является мировым трендом. Подобные проекты 6-го технологического уклада не только содействуют решению программы импортозамещения в России, но и позволят стране выйти на мировые рынки, учитывая, что в отличие от дорогостоящих зарубежных аналогов, стоимость "умной" отечественной машины не будет превышать 15-20 процентов от ее нынешней цены. Кстати, в этом году на создание "умной" сельскохозяйственной техники в мире выделено 4,2 миллиарда долларов, а Япония на внедрение роботов в сельское хозяйство намерена направить до 2025 года около 7 миллиардов долларов.