Но до этого момента охранники должны пройти аккредитацию, чтобы получить полномочие носить оружие, пояснили "РГ" в Ассоциации транспортной безопасности. Кроме того, они должны пройти обучение в специальных центрах.
В России уже появился первый такой центр подготовки и аттестации транспортной безопасности, но пока представители аэропортов не могут подать туда документы. Они ждут, когда будут выпущены регламенты МВД и минздрава по проверке подготовки персонала и их здоровья.
В минтрансе надеются, что во втором квартале этого года все необходимые регламенты будут разработаны, и к концу года можно рассчитывать на усиление мер безопасности в аэропортах.
В прошлом году было зафиксировано несколько крупных случаев вмешательства в деятельность наших авиакомпаний в аэропортах. Один из них произошел в аэропорту Туруханска, когда пилот без специального разрешения решил "покататься". Его действия были квалифицированы как угон самолета. Это отрицательно сказалось на репутации авиакомпании, которой принадлежал борт.
Этот факт нужно будет обязательно учесть, отмечают эксперты. По данным Ространснадзора, Россия в следующем году может быть включена в программу Международной организации гражданской авиации (ИКАО) по проверке авиационной безопасности. И, конечно, к этому надо готовиться.
Что касается аудита уровня безопасности в воздушных гаванях других стран, то российские авиавласти активно привлекают к мониторингу ситуации сами авиакомпании. Дело в том, что свои проверки авиационные власти проводят только в рамках меморандумов. Например, договор есть с США. Но не со всеми странами подписаны такие документы. Хорошо, что авиакомпании могут проводить аудит мер авиационной безопасности своими силами. Это не противоречит международному законодательству.
Кстати, в Египет выезжала группа специалистов, которые уделяли большое внимание вопросу досмотра не только пассажиров, но и их багажа. По итогам проверок в Шарм-эш-Шейхе и Хургаде было выдвинуто ряд условий, при выполнении которых могут быть возобновлены полеты российских авиакомпаний в эти аэропорты. Пока не все они выполнены, но работа по улучшению качества досмотра ведется активная.
Ближе к лету в Каире откроется второй пассажирский терминал аэропорта. Он будет отвечать самым высоким требованиям авиационной безопасности, оборудован, например, автоматической линией досмотра багажа. Такие же современные механизмы есть во многих российских аэропортах, отмечают эксперты. Для безопасности важно, чтобы багаж прошел объективную проверку, говорят они.