Дубль два
По оценкам экспертов, издержки бизнеса, связанные с излишними поверками, составляют от 1,5 до 7,5 процента валового внутреннего продукта. Ежегодно в нашей стране проводится больше двух миллионов контрольно-надзорных мероприятий. Если предпринимателям облегчить жизнь, экономика может вырасти на два процента ВВП.
В этом году федеральные законодатели уже упростили работу малому бизнесу. С 1 января вступил в силу трехлетний запрет на плановые проверки компаний с выручкой меньше 800 миллионов рублей в год и штатом до 100 человек. Впрочем, корреспондент "РГ" опросила предпринимателей в регионах СЗФО и выяснила: бизнес опасается, что на смену плановым проверкам придут многочисленные внеплановые надзорные мероприятия.
Чтобы этого не произошло, минэкономразвития РФ и готовит дорожную карту. Одна из главных задач - исключить дублирование функций министерств и ведомств. Нередко разные контролирующие организации проверяют одни и те же сферы деятельности компании, требуют одни и те же документы. Эта проблема актуальна для всех регионов Северо-Западного федерального округа.
- В Новгородской области на дублирующие проверки нередко жалуются владельцы медицинских центров, стоматологических кабинетов, - делится информацией председатель совета регионального Союза предпринимателей Юлия Ротанова. - В частности, Роспотребнадзор проверяет стоматологии на соответствие санитарно-гигиеническим требованиям, оценивает отделку помещений, микроклимат, освещение. Схожие критерии учитываются при специальной оценке условий труда. И это только один пример. С дублирующими контрольно-надзорными мероприятиями сталкиваются представители всех сфер и отраслей.
К тому же предпринимателям сложно запомнить, какие направления курирует тот или иной орган власти, вправе ли контролеры требовать те или иные документы. В прошлом году на сайте Генеральной прокуратуры РФ заработал Единый реестр проверок. Но этот сервис предоставляет информацию о плановых мероприятиях и о результатах внеплановых проверок, а не о полномочиях контролирующих органов.
- Сведения о проверках и надзорных организациях содержатся в сотнях различных нормативно-правовых актов, федеральных и региональных законов, - продолжает председатель совета Союза предпринимателей Новгородской области. - Предприниматель, особенно владелец небольшого бизнеса, не имеющий юридического образования, не может знать наизусть все эти документы. Мне кажется, необходимо не только исключить дублирующие проверки, но и составить единый четкий сборник надзорных мероприятий с указанием полномочий контролирующих органов.
Представьтесь, пожалуйста
Еще одно новшество дорожной карты направлено на решение проблемы анонимных жалобщиков. Сейчас госорганы не обязаны проверять информацию о людях, которые "настучали" на ту или иную компанию.
- Нередко предприниматели сообщают в аппарат регионального бизнес-омбудсмена о случаях, когда причиной проверки служат обращения несуществующих граждан, - комментирует ситуацию уполномоченный по защите прав предпринимателей в Калининградской области Георгий Дыханов.
Пока бороться с фиктивными кляузами субъекты бизнеса могут только с помощью прокуратуры. В перспективе контролеров обяжут идентифицировать личность заявителя, и только затем рассматривать обращение. Если этот элемент дорожной карты заработает, предприниматели сэкономят немало денег, времени и сил.
- Сфальсифицированная жалоба - очень легкий способ вывести компанию из строя, - рассуждает Юлия Ротанова. - Даже если проверка не покажет никаких нарушений, бизнесмену придется отрывать сотрудников от основной работы, готовить документы, общаться с сотрудниками контрольно-надзорных органов. В течение нескольких дней, если не недель, предприниматель "выпадает" из бизнес-процесса, зарабатывает меньше денег. Мне кажется, идентификация личности заявителя - это грамотное решение проблемы. Если гражданину мешает та или иная компания, к примеру излишне шумный магазин, он обратится в Роспотребнадзор и не станет скрывать свое имя, фамилию, контактные данные. Если же жалоба подписана каким-нибудь псевдонимом, это повод задуматься о ее безосновательности.
Фальсифицированные обращения граждан могут использоваться при организации "заказных" проверок, в том числе в целях рейдерских захватов компаний, добавляет уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Александр Абросимов.
- Чтобы исключить подобные ситуации, необходимо внести изменения в федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", - отмечает Александр Абросимов. - Речь идет о положении, которое позволит признавать проверку незаконной, а ее результаты ничтожными, если сведения о заявителе не соответствуют действительности. Или если сама жалоба не соответствует требованиям федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Следующий важный момент - наказание предпринимателей. Эксперты предложили прописать в дорожной карте предупредительные меры воздействия, если административное нарушение выявлено в первый раз. При этом, как отметил министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов, важно соблюсти баланс.
- Например, проверяют атомную станцию, - говорит министр. - Если инспектор замечает угрозу техногенной катастрофы, то, конечно, одним предупреждением здесь ограничиться нельзя.
Сейчас минэкономразвития РФ собирает замечания экспертного, предпринимательского сообщества и госорганов. Учтут и мнение потребителей. В ближайшее время документ поступит в правительство РФ.
Александр Калинин, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России":
- На плановые проверки действительно введен мораторий, новый беспредел - внеплановые проверки, проводимые по жалобам онлайн. Число внеплановых проверок выросло в разы. Особенно сейчас, когда любой может зарегистрировать домен на вымышленное имя, завести электронный адрес и "организовать" внеплановую проверку. Нам приводили примеры, когда приходит жалоба, а там заявителем указан Гельмут Коль. Все понимают, что это фактически анонимка. А прийти с проверкой обязаны. Мы настаиваем, что органы контроля и надзора должны как минимум проводить идентификацию заявителя, иметь его паспортные данные. У них такие возможности есть, через межведомственное электронное взаимодействие отсечь "псевдоколей" и прочих анонимщиков.