Обозреватель "РГ" сделал свой прогноз итогов "Оскара"

В воскресенье вечером "Долби-театре" в Беверли-Хиллс пройдет 88-я церемония вручения премий "Оскар". Абсолютных лидеров в этом году не просматривается, так что взволнованным номинантам остается рассчитывать на политкорректный расчет академиков. Или даже на рулетку.

Если исходить из высокой дипломатии, лучшим актером должен быть признан Леонардо Ди Каприо, которому с этим "Оскаром" до сих пор хронически не везло. В "Титанике" он сыграл одну из лучших ролей десятилетия - но не попал даже в номинанты. А затем его регулярно обходили на финишной прямой, причем это были действительно сильные конкуренты. Если он пролетит и теперь, Киноакадемия подвергнется настоящей атаке его фанов, ее четвертуют в печати, заподозрят в предвзятом отношении к кумиру толп и в прочих смертных грехах.

Итак, Ди Каприо. В "Выжившем" ему досталась, пожалуй, самая одноплановая из всех сыгранных им ролей, но он с ней совладал, как всегда, с полной отдачей, всерьез пережив физические муки, выпавшие на долю его героя. Это уже сильный аргумент: физические муки. Попробуйте по-настоящему мерзнуть в тайге, с отвращением залезать в окровавленный муляж зверского трупа, а также имитировать, что тебя остервенело рвет медведица. Это все было проделано безупречно, но сыграть что-то серьезное, если тебя по уши закатали в грим, невозможно в принципе. И, тем не менее, есть много оснований думать, что повторится случай с Мэттью Макконахи: играя пораженного СПИДом героя в фильме "Далласский клуб покупателей", актер довел себя до состояния живого скелета - и получил "Оскара", отбив его у того же Ди Каприо. Теперь шансы уравнялись.

Значительно меньше шансов у Мэтта Дэймона, как всегда, убедительного даже на Марсе ("Марсианин"), у Брайана Крэнстона, умно сыгравшего в байопике о знаменитом драматурге Далтоне Трамбо, у Майкла Фассбендера в фильме "Стив Джобс". И, на мой взгляд, совсем нет шансов у Эдди Редмэйна, редкостно однообразного в роли транссексуала ("Девушка из Дании"). Если бы директором был я, "Оскар" ушел бы Крэнстону - потому что я не знаю, что обиднее для Ди Каприо: очередной проигрыш или победа в своей далеко не лучшей роли. Впрочем, доживем до воскресенья. Из актрис я бы отдал предпочтение Кэйт Бланшетт в изысканной драме "Кэрол". Но победит, возможно, Бри Ларсен в клаустрофобской картине "Комната".

В ролях второго плана недавний "Золотой глобус" наградил живого классика Сильвестра Сталлоне - и тоже не в лучшей своей роли. На "Оскаре", очень надеюсь, возьмет верх все-таки Марк Райлэнс в явно недооцененном фильме Стивена Спилберга "Шпионский мост". Из актрис мои симпатии разрываются между двумя изумительными работами: Дженнифер Джейсон Ли в тоже недооцененной, на мой взгляд, картине Квентина Тарантино "Омерзительная восьмерка" и Руни Марой в той же лесбийской драме "Кэрол". С этой "Кэрол" в оскаровской гонке произошел занятный казус: ведь в ней обе женские роли - главные. Но если Руни Мара признана исполнительницей роли второго плана с тем, чтобы сохранить возможность наградить обеих, - тогда мы имеем дело с беспрецедентным случаем умного стратегического расчета: обе актрисы действительно заслуживают всех наград мира.

В главной номинации "Лучший фильм" небезупречны все претенденты, безоговорочных шедевров здесь нет. По всем предварительным рейтингам больше очков набирает "Выживший" - и если так пойдет и дальше, то Алехандро Гонсалес Иньярриту одержит олимпийскую победу два раза подряд, чего практически не бывает. Вторым - а для меня лично даже и первым - претендентом можно признать антиклерикальную драму Тома Маккарти "В центре внимания" о педофильском скандале, разгоревшемся вокруг влиятельных церковников Бостона, и о расследовании их преступлений, предпринятых журналистами "The Boston Globe". Это фильм прекрасный во всех отношениях, но, в отличие от "Выжившего", он к тому же общественно значимый. Впрочем, многие свои симпатии отдают другому социально важному фильму "Игра на понижение" Адама Маккея - о тайных пружинах финансовой катастрофы 2007-2008 годов.

Совсем непонятно, что будет с номинацией "Лучшая режиссура". Если считать, что режиссура - это ясность художественной идеи, точно выстроенный ритм фильма, умение задать актерам яркий и неповторимый рисунок ролей, то для меня наиболее внятную режиссуру продемонстрировали Стивен Спилберг в "Шпионском мосте" и Квентин Тарантино в "Омерзительной восьмерке". Не выдающуюся, но уверенную: там есть рука мастера. Но именно эти режиссеры не попали в номинанты. А из удостоенных этой чести высшей кинонаграды планеты, по-моему, не заслуживает никто - их режиссура либо бескрыло традиционная, либо, как в "Выжившем", преследующая единственную задачу - заставить зрителя жмуриться, его шокировать. Но если выбирать, я бы, скрепя сердце, выбрал Джорджа Миллера - в новом "Безумном Максе" он хотя бы безупречно владеет ритмом, что на безрыбье уже немало.

Из операторов близки к совершенству работы Роберта Ричардсона в "Омерзительной восьмерке" и Эммануэля Любецки в "Выжившем" - думаю, что академики предпочтут второго.

И, наконец, в категории "Лучший фильм на иностранном языке", почти не сомневаюсь, победит венгерский "Сын Саула" - стилистически абсолютно прорывный опыт "глубокого погружения" зрителей в катастрофу холокоста, предпринятый дебютантом в полнометражном игровом кино Ласло Немешем. Те, кто увидят картину, поймут: такого в кино мы еще не переживали. Ну, а кроме художественных качеств фильма, которые можно считать новаторскими, есть еще тема, почти всегда безотказно действовавшая на академиков, - холокост. Именно эта тема в прошлом году увела доселе беспроигрышный российский фильм "Левиафан" в тень польской картины "Ида".

Очень острая конкуренция развернется в номинации "Лучшая музыка к фильму": там такие гиганты, как Эннио Моррикконе в "Омерзительной восьмерке" и Джон Уильямс в "Звездных войнах". Я бы отдал предпочтение великому итальянцу - хотя бы потому, что Уильямс уже не раз получал "Оскара", в том числе и за "Звездные войны".