Если исходить из высокой дипломатии, лучшим актером должен быть признан Леонардо Ди Каприо, которому с этим "Оскаром" до сих пор хронически не везло. В "Титанике" он сыграл одну из лучших ролей десятилетия - но не попал даже в номинанты. А затем его регулярно обходили на финишной прямой, причем это были действительно сильные конкуренты. Если он пролетит и теперь, Киноакадемия подвергнется настоящей атаке его фанов, ее четвертуют в печати, заподозрят в предвзятом отношении к кумиру толп и в прочих смертных грехах.
Итак, Ди Каприо. В "Выжившем" ему досталась, пожалуй, самая одноплановая из всех сыгранных им ролей, но он с ней совладал, как всегда, с полной отдачей, всерьез пережив физические муки, выпавшие на долю его героя. Это уже сильный аргумент: физические муки. Попробуйте по-настоящему мерзнуть в тайге, с отвращением залезать в окровавленный муляж зверского трупа, а также имитировать, что тебя остервенело рвет медведица. Это все было проделано безупречно, но сыграть что-то серьезное, если тебя по уши закатали в грим, невозможно в принципе. И, тем не менее, есть много оснований думать, что повторится случай с Мэттью Макконахи: играя пораженного СПИДом героя в фильме "Далласский клуб покупателей", актер довел себя до состояния живого скелета - и получил "Оскара", отбив его у того же Ди Каприо. Теперь шансы уравнялись.
Значительно меньше шансов у Мэтта Дэймона, как всегда, убедительного даже на Марсе ("Марсианин"), у Брайана Крэнстона, умно сыгравшего в байопике о знаменитом драматурге Далтоне Трамбо, у Майкла Фассбендера в фильме "Стив Джобс". И, на мой взгляд, совсем нет шансов у Эдди Редмэйна, редкостно однообразного в роли транссексуала ("Девушка из Дании"). Если бы директором был я, "Оскар" ушел бы Крэнстону - потому что я не знаю, что обиднее для Ди Каприо: очередной проигрыш или победа в своей далеко не лучшей роли. Впрочем, доживем до воскресенья. Из актрис я бы отдал предпочтение Кэйт Бланшетт в изысканной драме "Кэрол". Но победит, возможно, Бри Ларсен в клаустрофобской картине "Комната".
В ролях второго плана недавний "Золотой глобус" наградил живого классика Сильвестра Сталлоне - и тоже не в лучшей своей роли. На "Оскаре", очень надеюсь, возьмет верх все-таки Марк Райлэнс в явно недооцененном фильме Стивена Спилберга "Шпионский мост". Из актрис мои симпатии разрываются между двумя изумительными работами: Дженнифер Джейсон Ли в тоже недооцененной, на мой взгляд, картине Квентина Тарантино "Омерзительная восьмерка" и Руни Марой в той же лесбийской драме "Кэрол". С этой "Кэрол" в оскаровской гонке произошел занятный казус: ведь в ней обе женские роли - главные. Но если Руни Мара признана исполнительницей роли второго плана с тем, чтобы сохранить возможность наградить обеих, - тогда мы имеем дело с беспрецедентным случаем умного стратегического расчета: обе актрисы действительно заслуживают всех наград мира.
В главной номинации "Лучший фильм" небезупречны все претенденты, безоговорочных шедевров здесь нет. По всем предварительным рейтингам больше очков набирает "Выживший" - и если так пойдет и дальше, то Алехандро Гонсалес Иньярриту одержит олимпийскую победу два раза подряд, чего практически не бывает. Вторым - а для меня лично даже и первым - претендентом можно признать антиклерикальную драму Тома Маккарти "В центре внимания" о педофильском скандале, разгоревшемся вокруг влиятельных церковников Бостона, и о расследовании их преступлений, предпринятых журналистами "The Boston Globe". Это фильм прекрасный во всех отношениях, но, в отличие от "Выжившего", он к тому же общественно значимый. Впрочем, многие свои симпатии отдают другому социально важному фильму "Игра на понижение" Адама Маккея - о тайных пружинах финансовой катастрофы 2007-2008 годов.
Совсем непонятно, что будет с номинацией "Лучшая режиссура". Если считать, что режиссура - это ясность художественной идеи, точно выстроенный ритм фильма, умение задать актерам яркий и неповторимый рисунок ролей, то для меня наиболее внятную режиссуру продемонстрировали Стивен Спилберг в "Шпионском мосте" и Квентин Тарантино в "Омерзительной восьмерке". Не выдающуюся, но уверенную: там есть рука мастера. Но именно эти режиссеры не попали в номинанты. А из удостоенных этой чести высшей кинонаграды планеты, по-моему, не заслуживает никто - их режиссура либо бескрыло традиционная, либо, как в "Выжившем", преследующая единственную задачу - заставить зрителя жмуриться, его шокировать. Но если выбирать, я бы, скрепя сердце, выбрал Джорджа Миллера - в новом "Безумном Максе" он хотя бы безупречно владеет ритмом, что на безрыбье уже немало.
Из операторов близки к совершенству работы Роберта Ричардсона в "Омерзительной восьмерке" и Эммануэля Любецки в "Выжившем" - думаю, что академики предпочтут второго.
И, наконец, в категории "Лучший фильм на иностранном языке", почти не сомневаюсь, победит венгерский "Сын Саула" - стилистически абсолютно прорывный опыт "глубокого погружения" зрителей в катастрофу холокоста, предпринятый дебютантом в полнометражном игровом кино Ласло Немешем. Те, кто увидят картину, поймут: такого в кино мы еще не переживали. Ну, а кроме художественных качеств фильма, которые можно считать новаторскими, есть еще тема, почти всегда безотказно действовавшая на академиков, - холокост. Именно эта тема в прошлом году увела доселе беспроигрышный российский фильм "Левиафан" в тень польской картины "Ида".
Очень острая конкуренция развернется в номинации "Лучшая музыка к фильму": там такие гиганты, как Эннио Моррикконе в "Омерзительной восьмерке" и Джон Уильямс в "Звездных войнах". Я бы отдал предпочтение великому итальянцу - хотя бы потому, что Уильямс уже не раз получал "Оскара", в том числе и за "Звездные войны".