Комедия Евгения Шелякина "Пятница" вышла в прокат

Владелец переживающей не лучшие времена бюджетной марки обуви Михаил Бондарь заключает со своим другом, владеющим модным клубом, пари - на четыре с половиной часа он становится официантом в его заведении, и если ему удается за это время заработать 10 тысяч рублей чаевых, то он может забирать авто своего оппонента.

На кухне клуба разворачивается своя драма: там узбекский повар никак не может признаться в любви своей таджикской напарнице, потому что не знает русского языка. На танцполе веселится молодая мама Вера, оставившая своего грудного ребенка одного в квартире на пару часов. Ее пытается склеить Гоша, недоросль с замашками бывалого пикапера, пришедший в клуб с приятелем - борцом Валентином, чья карьера только что бесславно завершилась из-за удара монтировкой по коленной чашечке. Где-то неподалеку в не очень гордом одиночестве сидит Виталий - сотрудник турфирмы по прозвищу Нудила, которого коллеги не позвали на корпоратив. Его коллеги находятся на другом этаже того же клуба, но тщательно это от Нудилы скрывают. В это время в подмосковном лесу во многих километрах от центра Москвы менеджер клуба Макс в компании еще двоих мужчин ловит сбежавшего кенгуру. На календаре пятница, на часах в районе полуночи.

Если вы думаете, что выше описана завязка долгоиграющего молодежного сериала для телеканала, скажем, СТС, то вы, с одной стороны, имеете на это все основания, а с другой - совершенно не правы. Основания - из-за того, что многофигурный механизм "Пятницы", задуманной как калейдоскоп историй, произошедших в одно время примерно в одном месте, способен был бы завестись, если бы между зажиганием и тормозом было бы много часов, в течение которых все эти персонажи вдруг стали бы кому-то интересны. Не правы - потому что картина длится чуть более 80 минут, что вообще для нашего кинематографа похвально, но тут вызывает ощущение сумбура вместо музыки.

"Сериальность" "Пятницы" не только в количестве персонажей, но и в способах их взаимодействия друг с другом и с окружающей реальностью. Точнее, не с реальностью, конечно, а тем выдуманным эскапистским миром, придуманным не очень хорошими сценаристами, который столь характерен для нашего развлекательного ТВ. Только в этом мире душистого телемыла страдающие клаустрофобией сотрудники МЧС застревают в лифте, а неспособная открыть входную дверь героиня не может догадаться вызвать вместо них слесаря. Только странной волей сценаристов можно объяснить желание барышни-промоутера соблазнить профессионального борца предложением вступить с ним в схватку. Только тотальное незнание реалий (ну или совсем уж завиральная ретушь действительности - и неизвестно еще что хуже) позволяет создателям картины предположить, что мигрант из Средней Азии, работающий на низовой должности, побежит покупать настоящие "конверсы".

И вроде бы каждый раз допущение не совсем уж абсурдное, а натяжка маленькая. Но из таких вот натяжек и допущений "Пятница" целиком и состоит. Поэтому когда в конце второго акта в картине появляется новый антагонист- психотерапевт, когда-то уволенный бизнесменом, который на один вечер перевоплотился в официанта, вопросов уже никаких нет. Режиссер Евгений Шелякин, когда-то именно на ТВ и начинавший (в его послужном списке ситкомы "Счастливы вместе" и "Большие девочки"), а пару лет назад дебютировавший в большом кино с добротной мелодрамой "Ч/Б", вновь вернулся к собственным истокам и пытается сделать все тот же телевизионный ситком по его самым замшелым законам - чтобы герои были набором клишированных типажей ("мажор", "тусовщик", "спортсмен", "лузер" и т.д.), чтобы драматургия была как в дешевой оперетке, чтобы смысл показанного стремился к нулю, чтобы главным достоинством итогового результата был "богатый" дизайн интерьеров и тюнингованная картинка. Как говорила героиня другого полузабытого ситкома - "гламурненько".

Отдельного упоминания стоит актерский состав картины, в котором умудрилась засветиться едва ли не половина актуальных артистов современного российского кино - от Данилы Козловского (главная роль) до Яна Цапника, от Евгения Стычкина до Екатерины Шпицы. Парадоксальным образом такое количестве кинозвезд на квадратный сантиметр экрана вызывает лишь недоумение - потому что более-менее есть что играть тут только Козловскому (да и то), а остальные, увы, лишь хлопочут лицом, накладными усами и париками и выгуливают вечерние платья.

Количество российских комедий последних лет в качество переходит тяжело и медленно, и это на наших глазах сопровождается появлением таких проектов, как "Пятница", которая проступает на поверхности кинопроцесса как необязательная пена. В данном случае - еще и мыльная.