Во-первых, улучшилась ситуация с регулированием цен на лекарственные средства. Так, вчера вступил в силу новый перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, который был расширен правительством по согласованию с Государственной Думой на 42 наименования. Сейчас общее количество ЖНВЛП составляет 646. Стоимость всех лекарств из этого перечня производитель обязан регистрировать в реестре предельных отпускных цен.
Во-вторых, увеличилось количество высокотехнологичных операций. Десять лет назад, когда мы начинали реализацию национального проекта "Здоровье", Россия делала около 60 тысяч таких операций в год. В 2015 году их количество достигло 715 тысяч. На проведение высокотехнологичных операций в 2016 году в федеральном бюджете заложено 96,7 млрд рублей.
Однако данных мер явно недостаточно для кардинального улучшения уровня здоровья россиян. Для того чтобы такое улучшение произошло, наша система здравоохранения должна постепенно превращаться из "медицины лечения" в "медицину профилактики". Нужно не только лечить болезни, но и предотвращать их или выявлять на ранней стадии. Отмечу, что во многих развитых странах именно профилактике уделяется наибольшее внимание. Нам тоже необходимо в первую очередь усилить пропаганду здорового образа жизни и активнее проводить диспансеризацию граждан.
Напомню, что c 2013 года в рамках исполнения "майских указов" президента министерством здравоохранения была возрождена всеобщая диспансеризация населения. Она позволяет выявить на ранней стадии хронические неинфекционные заболевания, являющиеся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности.
Но, к сожалению, в действующей редакции Трудового кодекса статьей 213 регламентирована обязательность диспансеризации только для отдельных категорий граждан. Работники, чьи профессии не входят в перечень, а таких большинство, лишены возможности участия в мероприятиях по раннему выявлению заболеваний. Более того, в ряде случаев, описанных в статье 213, предусмотрено лишь прохождение пред- и послерейсовых осмотров, определяющих пригодность людей для выполнения тех или иных работ, но не несущих функции профилактики или лечения болезней.
Помимо этого в настоящее время работающим гражданам зачастую невозможно пройти диспансеризацию, поскольку работодатели не идут им навстречу и не отпускают их в рабочее время для посещения лечебно-профилактических учреждений. Таким образом, не все граждане, имеющие право на прохождение медицинских осмотров, реально обследуются.
В этой связи в конце февраля депутатом Николаем Герасименко и мной в Госдуму внесен проект федерального закона, который позволяет работникам проходить диспансеризацию один раз в три года в течение одного рабочего дня с сохранением места работы и заработка. Уверен, что такой закон повысит доступность медицинских обследований для работающих граждан.
При согласовании дня, в который надо проходить диспансеризацию, посредником может выступить профсоюзная организация. В случае необходимости она составит график посещения медучреждений.
При этом никаких дополнительных затрат со стороны работников и работодателей не потребуется, так как диспансеризация входит в программу государственных гарантий и финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования.
Пропагандируя здоровый образ жизни и повышая доступность диспансеризации, мы будем способствовать снижению заболеваемости и смертности в нашей стране.