На вопрос, когда точно появились очки, не ответит ни один историк моды. Еще древние греки и римляне заметили: стеклянный шар, наполненный водой, визуально увеличивает предметы. Но объясняли это не формой поверхности, а действием воды.
Некоторые картины с библейским сюжетом изображают апостолов, отцов церкви и монахов в очках. Стекло, наиболее подходящее для очков, научились делать в Венеции в XIII веке. Но совсем уж без очков стало невозможно с середины XV столетия, когда возникло книгопечатание. От многих знаний, как говорится, многие печали. По крайней мере, офтальмологические.
Нет точных данных и о том, когда появились первые очки на Руси, но о них уж совершенно точно знали в первой трети XVII века.
Какое место занимали очки в живописи? А в литературном творчестве? Как приходили и уходили моды, становясь со временем уже традицией? Чем лорнеты отличаются от пенсне? А монокли от трубок-одноглядок? Обо всем этом расскажут на выставке в Музее А.С. Пушкина.
На выставке представлены портреты знаменитых "очкариков" - от ранней печатной графики, портретов XIX века до сатирических рисунков начала XX века. Можно будет оценить: как меняли очки человека на фоне разнообразных исторических вех. Как менялись лица в очках - от времен "золотого века" литературы до эпохи революционных потрясений, в годы войны или освоения целины, или других тревожных и героических событий столетия.
Узнали бы мы сейчас автора "Горя от ума" Александра Грибоедова без очков? А Шурика из "Кавказской пленницы" и "Операции Ы" - актера Александра Демьяненко? Неизвестно. Без очков они же явно были бы какие-то совсем другие, незнакомые. А сколько еще лиц знаменитых "очкариков" - поэта Антона Дельвига, писателя Антона Чехова, ученого Константина Циолковского... Несомненно, все они не были бы столь узнаваемы без соответствующей детали на носу.
Посетителям выставки покажут десятки мемориальных "окуляров", с которыми не расставались знаковые люди своего времени, - очки, принадлежавшие пушкинскому другу, князю Петру Вяземскому, русским писателям и поэтам Алексею Ремизову, Константину Симонову, Борису Пастернаку, Александру Солженицыну и многим другим.
Найдется место в коллекции и очкам, которые принадлежали менее известным личностям - к примеру, светлейшему князю Ивану Ратиеву (Ратишвили). С ним связана любопытная страница нашей истории. До февральской революции он занимал пост начальника дворцового управления Зимнего дворца. Когда все руководители министерства двора в панике бежали, он был единственным, кто не бросил своего поста, понимая, что обязан защитить художественные ценности в царском дворце.