Разговор пошел и о новой роли, которую играет Минск на дипломатической арене. Полную версию беседы читайте в ближайших номерах "РГ".
Беларусь в сегодняшних политических условиях превратилась в своеобразную Швейцарию. Именно в Минске появилась площадка для встреч, переговоров, встреч и обсуждений двух дружественных и близким белорусам славянских стран, у которых волею судьбы и недругов возникли сложности в отношениях.
Игорь Петришенко: Вопрос важный, чувствительный. Вы правильно отметили, мы - три славянских народа. Если возникли какие-то шероховатости, есть искра не совсем позитивного плана, то надо именно в нашем славянском кругу посмотреть, выбрать варианты и наметить планы для того, чтобы оказать содействие, помощь в решении тех или иных проблем. И мы последовательно, очень скрупулезно и основательно подходим к этому. Работа была организована и проведена путем консультаций, переговоров на высшем уровне, было получено одобрение сторон. Только после этого мы создали все условия и создаем еще более комфортные, учитывая те элементы, которые возникают в ходе практической реализации и Минских соглашений. Самое главное - это приемлемый вариант переговорной площадки, причем не только и не столько по логистике. Он был комфортно воспринят в первую очередь Российской Федерацией и нашими украинскими коллегами и партнерами, поскольку им не надо выезжать куда-то далеко: Минск - это здесь, рядом. Именно такая аура, которую мы создаем у себя на минской площадке, должна служить и служит достижению целей документов, которые были подписаны. Те подгруппы, которые были организованы, ведут переговорный процесс. Им мы тоже создаем надлежащие условия спокойной и комфортной работы, чтобы у них была возможность сосредоточиться на поиске и практическом движении по нужному направлению. Это бы позволило нам вывести сложности, которые вы упомянули, между двумя странами в том направлении, которое бы позволило их нивелировать, а лучше - вообще исключить.
Я подчеркиваю, что для нас важны добрые отношения. В прошлом году товарооборот с Российской Федерацией составил 27,5 миллиарда долларов США; с Украиной - под 7 миллиардов. Для нас это тоже чувствительные аспекты. Сейчас стоит вопрос мигрантов. Россия принимает людей с Украины, принимаем их и мы. В нашу страну приехали свыше 32 тысяч человек. Мы предоставляем им рабочие места. На законодательном уровне у нас все это закреплено и отрегулировано. Люди с Украины работают по всей стране, не только в Минске. Среди них и высококвалифицированные кадры. Мы сразу разъясняем, что тут должен действовать не иждивенческий подход, а органичное внедрение, исходя из возможностей, имеющихся у нашей страны. Все, что обязательно для любого члена социума, белоруса и россиянина на территории наших стран, обязательно и для них: одинаковые права по трудоустройству, по медицине, по образованию. То есть украинские граждане интегрируются и определяют дальнейшую свою судьбу.
Вы за последние 24 года - пятый посол Республики Беларусь в России. Как определили для себя свою миссию? Вы рассматриваете работу в Москве на дипломатической стезе как некую ступень для дальнейшей карьеры?
Игорь Петришенко: Тот пост, который мне доверен главой государства, - это направление важное, ответственное. И я исхожу из того, что комплекс задач, который поручено решать на этом посту, накладывает определенные, весьма существенные отпечатки, поскольку это повышенная степень ответственности за развитие наших двусторонних союзнических отношений.
Андрея Владимировича Кобякова, нынешнего премьер-министра Беларуси, называли апологетом Союзного государства. И мне раньше задавали вопрос: "Являетесь ли апологетом и вы?" - Да, если перевести с латыни, то апологеты - люди, которые отстаивали интересы христианства. Так если принять за религию наши союзнические отношения - Союзное государство, тогда я тоже подтвердил бы этот тезис. Начиная с посла и заканчивая всеми дипломатами, административно-техническим персоналом, мы работаем над тем, чтобы по всем направлениям максимально эффективно и результативно реализовывать тот комплекс задач, который нам необходим для того, чтобы братские отношения с Российской Федерацией развивались только в нужном, позитивном ключе и давали практические результаты как россиянам, так и белорусам. А с точки зрения карьерного роста меня вполне устраивает та широта задач, которая мне поручена главой государства. Знаете, иногда употребляют такой термин, что мы фактически своеобразное правительство на выезде здесь, в Российской Федерации. Поскольку комплекс всех задач, который возложен на посла, на посольство - помимо того, что я еще являюсь полпредом и в Экономическом совете СНГ, и полномочным представителем в Организации Договора о коллективной безопасности, спецпредставителем по вопросам интеграционного сотрудничества в рамках Союзного государства, Евразийского экономического союза, СНГ, - эта широта задач требует концентрации усилий, слаженности в работе. Все задачи, которые стоят перед посольством, надо максимально эффективно реализовать, чтобы те, кто придет потом, не сказали, что срок отработал, а результатов никаких нет.