Чтобы коридоры заработали на полную мощность, их необходимо сделать удобными и выгодными для грузовладельцев и транспортных операторов. На сегодняшний день они такими не являются и проигрывают конкуренцию альтернативным маршрутам и по срокам, и по цене. Пример из текущей практики: контейнер, отправленный из города Муданьцзян в Шанхай через китайский порт Далянь, проходит этот путь всего за 85 часов, стоимость транспортировки составляет 1185 долларов США. Транспортное плечо до порта Владивосток короче в три раза, чем до Даляня. Вместе с тем срок доставки растягивается минимум до 220 часов, а стоимость транспортировки вырастает на 5-15 процентов. При этом основная задержка по времени происходит на таможне - здесь груз по практике находится не менее 100 часов.
Для любых современных перевозок важна предсказуемость и точность. В условиях сегодняшнего дня риски, связанные с неприбытием груза в срок, это критический для грузооператоров фактор в выборе маршрута.
При этом напомню, что валовой региональный продукт (ВРП) только двух Северо-Восточных провинций Китая Хейлунцзян и Цзилинь сегодня приближается к отметке триллион долларов США. Обслуживание грузового потока триллионной экономики - это хорошая перспектива для развития юга Дальнего Востока, наших портов. Потенциал очень существенный, и, что главное, совершенно очевидно конвертируемый в результат. На основе актуальных расчетов можно утверждать, что при выполнении ряда конкретных и рациональных условий можно добиться переключения на российские порты до 45 миллионов тонн грузов. То есть по отношению к грузообороту ключевых портов Приморского края в 2015 году прирост за счет транзитных грузов может составить до 1,5 раза. В таком случае международные транспортные коридоры (МТК) в Приморье станут не только практическим примером сопряжения экономического пояса Шелкового пути и нашего приоритета развития Дальнего Востока, но и значительным вкладом в развитие экономик Дальнего Востока России и Северо-Востока Китая.
Условия успешного развития транспортных коридоров заключаются в изменении совершенно конкретных параметров. Необходимо добиться прохождения транзитных грузов через границу за срок не более 5 часов, сократить срок перевалки в портах с нынешних 25 часов до 10 часов, снизить на 50 процентов тарифы на автомобильные и железнодорожные перевозки транзитных грузов. В этих условиях сроки транспортировки грузов практически сравняются, а цена будет на 10-15 процентов более привлекательной.
Уже готова финансово-экономическая модель транспортных коридоров, ее по заказу Минвостокразвития России подготовила компания МакКинзи. Привлечение крупного международного консультанта целесообразно: к разработке привлечен китайский офис компании, коллеги активно проработали модель не только с российским, но и с китайским бизнесом. Результатам доверяют потенциальные международные участники развития международных транспортных коридоров.
На основе финансовой модели сделаны визуальные карты притяжения различных видов грузов к портам Приморья. Это интересный и наглядный инструмент - корректируя целевые параметры по тарифам на грузоперевозки, по административным условиям прохождения грузов, мы получаем совершенно конкретные "адреса" китайских производителей, для которых новое транспортное плечо выгодно. Например, в зону "тяготения" порта Находка попадают такие города как Муданьцзян и Цзямусы. В зону "тяготения" порта Зарубино попадают многомиллионные столицы провинций Харбин и Чанчунь.
45 миллионов тонн грузов, которые могут быть переключены на порты Приморского края - это примерно одна шестая часть грузооборота северо-восточных провинций КНР с центральными и южными регионами. По структуре грузопотока, из 45 миллионов тонн 22 миллиона тонн составляют контейнерные грузы и 23 миллиона тонн - продукция сельского хозяйства: зерно, кукуруза и соя.
Ключевую, во многом решающую роль в развитии транзитных коридоров в Приморье играет режим Свободного порта Владивостока. В соответствии с законом о Свободном порте, с 1 октября 2016 года вводятся новые условия - круглосуточный режим работы пунктов пропуска, "одно окно" при прохождении контроля на границе, предварительное электронное декларирование товаров и "зеленый коридор" для участников внешнеэкономической деятельности, режим свободной таможенной зоны для резидентов. Все эти практики ориентированы на снятие административных барьеров при движении грузов, в том числе из КНР в порты Приморья.
Дополнительно к нормам Свободного порта Владивосток в рамках развития международных транспортных коридоров рассматривается строительство железнодорожной ветки Хунчуьн-Зарубино в китайской колее, а также разрешение для китайских транспортных средств на транзитный проезд от границы до портов и обратно. Важно, что при введении новых административных практик транспортные коридоры заработают без значительных дополнительных инвестиций. Так, инфраструктура коридора "Приморье-1" с выходом на порты Находка или Владивосток уже сегодня готова обеспечивать транзит до 7 миллионов тонн грузов - для этого необходимо расширить пункт пограничного пропуска, модернизировать станцию Гродеково и реконструировать региональную автодорогу Госграница - Уссурийск. Данные мероприятия требуют инвестиций в пределах 10 миллиардов рублей, и могут быть реализованы, начиная с этого года.
Дальнейшее развитие МТК связано с целевыми инвестициями в коридор "Приморье-2" - здесь для обеспечения пропуска грузов необходимо построить железнодорожную ветку, автодорогу, портовую инфраструктуру. Суммарный объем инфраструктурных инвестиций - порядка 170 миллиардов рублей, но и грузовой поток по этому направлению составляет до 38 миллионов тонн зерна и контейнеров. Срок запуска коридора - 2020 год. Результаты анализа и оценки международными экспертами транспортных потоков Северо-Восточных провинций КНР показывают, что развитие международных транспортных коридоров в Приморском крае выгодно и России, и Китаю. Для Российской Федерации потенциальный прирост ВВП составляет 29 миллиардов рублей, налогов и сборов - 5,7 миллиарда рублей ежегодно. Будет создано не менее 3 тысяч новых рабочих мест на время строительства и 4 тысячи новых рабочих мест на создаваемых объектах инфраструктуры.
Что касается китайской стороны, эффект от экономии на транспортных издержках для грузовладельцев Северо-Восточных провинций оценивается на начальном этапе в объеме до миллиарда долларов ежегодно. Этот фактор повышает конкурентоспособность экономики провинций Хэйлунцзян и Цзилинь, снижает разрывы в доходах с другими провинциями.
Не менее интересным развитие международных транспортных коридоров видится и для инфраструктурных инвесторов. В соответствии с разработанной моделью, вся инфраструктура коридоров - автодороги, участки железных дорог, перевалочные пункты и портовые терминалы - представляет инвестиционный интерес. Расчеты показывают, минимальная рентабельность на вложенный капитал - 10 процентов годовых. Очевидно, это позволяет построить инфраструктуру за частные средства, минимизируя бюджетное финансирование.
Справка "РГ"
В декабре 2015 года в Пекине был подписан Меморандум о взаимопонимании по укреплению российско-китайского регионального, производственного и инвестиционного сотрудничества на Дальнем Востоке между Минвостокразвития России и Государственным комитетом по развитию и реформе КНР. Подписи под документом поставили Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Галушка и Руководитель Государственного комитета по развитию и реформе КНР Сюй Шаоши. В рамках меморандума достигнута договоренность о координации усилий по развитию международных транспортных коридоров "Приморье-1" и "Приморье-2" и о создании совместной межправительственной рабочей группы.