Эти работы не только иллюстрируют всенародно любимые афоризмы, но и философию "Митьков", которую они исповедуют с момента своего создания в 80-х годах - создавать "городской фольклор с простодушным взглядом на жизнь", раскрывать поэтичность и красоту повседневности. Непосредственные, живые, остроумные работы "Митьков", их манера самовыражения роднятся с идеей образа Козьмы Пруткова, мудрого человека из народа.
Текст и изображение соединились воедино, а по сути, художники сотворили новую философию, щедро приправив ее своим "фирменным" юмором. Все целиком художники назвали "апофегмами" - наставительными изречениями. Например, полотно Андрея Кузьмина "Никто не обнимет" создано по мотивам афоризма "Никто не обнимет необъятного". На картине изображена дородная женщина с внушительной задней частью, тщетно пытающаяся присесть.
Или другая картина, на которой изображен курящий воробей, - иллюстрация к афоризму "Женатый повеса воробью подобен". Буратино среди суровых сомнительных личностей, вооруженных спортивной битой, сильно напоминающих скинхедов, - иллюстрация к афоризму "Чужой нос другим соблазн!". Афоризмы полуторавековой давности в работах "Митьков" обретают повышенную актуальность.
Кстати, у "Митьков" тоже есть свой собственный лексикон, по искрометности и уместности в речи не уступающий прутковским выражениям. Словами "убой", "улет", "обсад", "крутняк" художники выражают похвалу или одобрение какого-либо явления. Например, "портвяшок - полный убой".
В манифесте "Митьков" прописано: "Теоретически митек - высокоморальная личность, мировоззрение его тяготеет к формуле: "православие, самодержавие, народность"... митек никогда не прибегает к насилию, не причиняет людям сознательного зла и абсолютно неагрессивен". То, что может в "Апофегмах" показаться несколько грубоватым или совсем лубочным, происходит вовсе не от легкомыслия авторов, а все от того же желания изменить наше отношение к действительности.
Сейчас по их работам пишут диссертации. А когда "Митьки" только возникли в середине 80-х, казалось, что это не более чем милое хулиганство. Из культовых подпольщиков они быстро превратились в классиков, чьи работы показывают в Русском музее и собирают коллекционеры по всему миру.
Всего на выставке представлены 40 работ нескольких поколений "Митьков".