Как пояснил депутат, инициатором предложения стали сами московские железнодорожники. Дело в том, что ежегодно на железнодорожных путях происходят несчастные случаи. По данным Семеникова, только в прошлом году под колесами поездов погибли 154 человека и еще 261 человек получили ранения. "Это огромные потери, - подчеркивает депутат. - И все потому, что жилья в свое время вблизи железнодорожных путей понастроили, а как людям безопасно их переходить, никто не подумал".
На сегодня в столице насчитывается 65 оборудованных пешеходных переходов через железную дорогу. При этом световой и звуковой сигнализацией оборудованы за последние шесть лет всего 18. В нынешнем году силами железнодорожников планируется построить пешеходный переход на третьем километре Рижского направления железной дороги и выполнить проектные работы для строительства в 2017 году трех пешеходных переходов - на станции Марк, остановочном пункте Чертаново и на 4 км перегона Москва-Бутырская - Бескудниково. Для 12-миллионной Москвы, по территории которой проходит 10 железнодорожных направлений, - это капля в море. Но строительство лишь одного плоскостного пешеходного перехода, состоящего из резинового настила на путях, светофоров, предупреждающих о приближении составов, металлических ограждений подходов к рельсам обходится железнодорожникам в 8 млн. рублей.
Москва, насколько возможно, берет на себя обязательства и строит новые переходы чрез пути. Так, например, в следующем году должен появиться безопасный переход через Октябрьскую железную дорогу в районе Марфино. Он будет иметь три выхода - на улицы Милашенкова и Академика Королева. Еще один за счет городской казны обустроят в Лианозово на Савеловском направлении. Но если к делу подключится еще и бизнес, тогда опасных "народных троп", где сейчас в основном и происходят трагические случаи, станет в разы меньше.
Однако не отпугнет ли такое "обременение" инвесторов и строителей? По словам управляющего партнера крупной компании недвижимости Марии Литинецкой, сейчас социально ответственные компании уже самостоятельно разрабатывают и строят железнодорожные переходы. Например, в рамках реализации проекта "Савеловский Сити" застройщик обязуется построить переход через железную дорогу рядом с переулком Добролюбова. "Что касается коммерческих площадей, то любые развязки, современные ТПУ, в том числе и переходы, которые улучшат транспортную доступность объекта, увеличат трафик - благотворно влияют на привлекательность, повышают ликвидность торгового центра, - добавляет генеральный директор крупнейшего столичного агентства недвижимости Виктория Григорьева. - Поэтому, считаю, что никто не станет отказываться от строительства объектов вблизи железнодорожных путей, даже если придется вложиться в возведение моста или перехода".
Как уточнил гендиректор девелоперской компании Игорь Рогулин, если речь идет о масштабном строительстве с общим объемом инвестиций порядка 15 млрд руб. (например, возводится крупный жилой квартал на 300 тыс. кв. м), то стоимость строительства железнодорожного перехода в виде, например, эстакады может составить порядка 450 млн руб. В общем объеме инвестиций это всего 3%. К тому же собственный переход добавит продаваемому жилью дополнительный бонус, которым не смогут похвастаться конкуренты.