В Крыму изменят систему формирования тарифов на водоснабжение

С 2017 года водопоставляющие предприятия Крыма должны выйти на экономически обоснованные тарифы для населения. Изменится не только их размер, но и сама система формирования. Тогда водоканалы смогут заработать и на текущие расходы, и на реконструкцию изношенных сетей.

Учтут сезон

Стоимость поставки воды и отведения стоков сейчас рассчитывают сами водоканалы, а утверждает госкомитет по ценам и тарифам РК, проверив правильность расчетов. Например, у госпредприятия "Вода Крыма", работающего в 11 городах, в каждом из них по два тарифа на подачу воды и отведение стоков (для физлиц и юрлиц), то есть всего 44. Плюс в каждом сельском населенном пункте свой тариф. Получается - около сотни.

- Самая высокая стоимость воды и стоков в Белогорске, самая низкая - в Симферополе, хотя расстояние между городами меньше 50 километров, - рассказывает финансовый директор ГУП РК "Вода Крыма" Дмитрий Чекмазов. - Причина в том, что тариф рассчитывают для каждого населенного пункта исходя из производственных расходов. В Белогорске система водоснабжения небольшая и сильно изношенная, траты на ее содержание в расчете на кубометр воды больше, соответственно и тарифы высокие. Хотя в них нет никаких затрат, кроме производственных: зарплата работников, налоги, расходы на приобретение электроэнергии и химреагентов для очистки воды и стоков, а также материалов для аварийного ремонта.

При этом тарифы более чем на 30 процентов ниже, чем требуется для безубыточной работы предприятия. Они не покрывают даже операционные расходы, не говоря уже о модернизации мощностей. Дополнительный доход предприятие рассчитывает получить, перейдя на иную систему формирования тарифов.

- В Крыму ярко выраженное сезонное потребление услуг водоснабжения и водоотведения, - продолжает Дмитрий Чекмазов. - В курортных регионах некоторые собственники приезжают в свои дома лишь на лето. Соответственно годовой объем потребления воды у них минимальный, а наши затраты на содержание сетей и постоянную подачу воды не меньше, чем в других регионах. Ведь часть собственников живут в домах постоянно, так что отключить их нельзя.

Основные затраты водоканала, около 80 процентов, - это зарплата, налоги, содержание сетей и оборудования. Они не зависят от количества абонентов и объемов потребляемой воды, предприятие несет их круглый год. Поэтому "Вода Крыма" рассматривает возможность перехода на двухставочные тарифы, которые складываются из постоянной составляющей (плата за содержание сетей) и переменной (за объем поданной воды и принятых стоков).

- В феврале госкомцен РК создал рабочую группу, которая проанализирует целесообразность перевода водоканалов на многоставочные тарифы: двухставочные или дифференцированные, в зависимости от объема потребления, - сообщил Дмитрий Чекмазов. - Введение дифференцированных тарифов целесообразно при 100-процентном оснащении приборами учета всех потребителей, а сейчас этот показатель - 75 процентов. А двухставочный тариф позволит достичь справедливости в отношении потребителей, постоянно в Крыму не проживающих: они будут круглый год платить за содержание сетей, а за потребленные кубометры - по факту.

Это будет справедливо и по отношению к крымчанам, постоянно проживающим в своих жилищах. Сейчас на их плечи ложатся основные расходы на содержание сетей, включенные в действующие одноставочные тарифы. При переходе на двухставочные эти расходы будут нести и "временные" потребители. При этом у водоканалов появятся дополнительные средства на модернизацию основных фондов.

К единому знаменателю

Присматривается к новой системе тарифообразования и "Крымская водная компания", обслуживающая 130 населенных пунктов в 48 сельских поселениях.

- Мы пока чисто теоретически рассматривали многоставочные тарифы, - рассказала генеральный директор компании Ольга Пархоменко. - Для сельской местности, где мы работаем, более интересны дифференцированные, потому что одни люди используют много воды для полива, а другие - минимум исключительно для бытовых нужд. Но пока внедряем единый тариф для всех потребителей в пределах одного района.

Еще в 2007 году "Крымская водная компания" впервые перевела на него потребителей всех сел Сакского и Черноморского районов, в 2015-м - Первомайского, а в нынешнем году - Раздольненского.

На обслуживании "Крымской водной компании" состоят более 1220 километров сетей водоснабжения, 250 артезианских скважин, канализационные очистные сооружения в поселке Черноморское и селе Орехове в Сакском районе. Себестоимость в разных населенных пунктах сильно отличается.

- В одном селе тариф 15 рублей за кубометр, а в соседнем - 25, - продолжает Ольга Пархоменко. - Поэтому мы решили применить механизм равенства, ведь, например, за электроэнергию или природный газ потребители платят по единому тарифу, независимо от того, где живут: на берегу моря или в степи.

Инвестор для насоса

Во всех без исключения муниципалитетах тарифы на воду пока экономически необоснованные. Нет в них и инвестиционной составляющей, что не позволяет водоканалам модернизировать изношенное хозяйство.

- Из-за недостаточного финансирования предприятие много лет не реконструировало и не модернизировало системы водоснабжения и водоотведения, из-за чего большинство производственных мощностей изношены на 100 процентов, - говорит Дмитрий Чекмазов. - Аварии в сетях приводят к потерям более 50 процентов воды, что недопустимо в нынешних условиях.

Модернизировать водоканалы нужно как можно быстрее еще и потому, что от энергоэффективности зависит величина тарифа.

- Большинство насосов у предприятия старые и энергозатратные. Когда они выходят из строя, даже деталей не найти, - продолжает он. - Один новый насос стоит в среднем около миллиона рублей. Столько же - частотный регулятор, позволящий достичь максимальной энергоэффективности использования насоса.

Только в Симферополе, где не самая печальная ситуация с основными фондами, необходимо провести первоочередные мероприятия на 2,5 миллиарда рублей. А выручка предприятия за 2015 год с учетом субсидий бюджета составила 2 миллиарда рублей. Чистый убыток превысил 100 миллионов, потому что утвержденные тарифы не покрыли расходы. Ситуация усугубляется тем, что в прошлом году "Вода Крыма" приняла на баланс водоканализационное имущество сельских поселений, техническое состояние которого в большинстве случаев критическое. Основным источником средств для реконструкции остаются ФЦП, а также республиканские программы капремонта и антитеррористических мероприятий.

- Но мы понимаем, что жить за счет одних только бюджетных субсидий неправильно, - говорит Дмитрий Чекмазов. - Дополнительных же источников дохода у нас нет. Как и инвесторов. Я не встречал среди них меценатов, потому что их цель не благотворительность, а получение прибыли от вложений капитала. Если в реконструкцию нашего хозяйства нужно вложить миллиарды рублей, а утвержденный тариф ниже себестоимости, то инвестор к нам не придет.

Частное предприятие "Крымская водная компания", которое можно назвать редким инвестором, уже много лет работающим в республике, тоже испытывает сложности с поиском средств на капремонт. Заработанных от основного вида деятельности денег хватает только на текущий.

- Состояние систем водоснабжения в сельской местности еще хуже, чем в городах, - говорит Ольга Пархоменко. - Поэтому наша первоочередная задача - заменить сети, изношенные в среднем на 70 процентов, и половину оборудования на скважинах. За два года поменяли почти 50 процентов насосов благодаря тому, что являемся дилером завода-производителя. Но на полную модернизацию производственных мощностей с учетом энергоэффективности потребуются колоссальные деньги. Реализовать эти инвестиционные программы возможно только с выходом на экономически обоснованные тарифы с инвестиционной составляющей.

Комментарий

Ольга Игошина, председатель госкомитета по ценам и тарифам РК:

- Сейчас мы изучаем разные подходы к тарифообразованию на базе крымских компаний. К лету 2016 года определим наиболее перспективные и введем их с 2017 года. Возможно, в Крыму не будет единой системы тарифообразования, потому что в курортных регионах интересно работать с двухставочными тарифами. Благодаря расширению базы плательщиков можно будет избежать запланированного повышения стоимости услуг, потому что предприятия раньше выйдут на экономически обоснованный уровень. В сельской местности более интересны дифференцированные тарифы, зависящие от объемов потребления воды. Не исключено, что в перспективе будет выработан новый механизм, который объединит уже известные системы тарифообразования.