"Знаете, впервые я побывал в Чили 15 лет назад, и с тех пор здесь произошли серьёзные изменения, - рассказал тот. - Те люди, которые при Пиночете были изгнаны из страны или уехали сами, заработали большие деньги - в Австралии, Канаде или где-то ещё. Когда мы встречались с такими бизнесменами в бывшем кабинете Пиночета, за одним столом сидели сторонники как Альенде, так и генерала, раньше стрелявшие друг в друга и бывшие по разные стороны баррикад. Сегодня они вместе и, будучи патриотами, намерены и дальше поднимать свою страну. Вы знаете, что у них годовой доход на душу населения - 14,7 тысячи долларов, в России - 11,5 тысячи долларов, а в соседней Бразилии - 11,7 тысячи? Страны-то здесь не бедные. И когда речь зашла об авиатехнике, эти чилийские бизнесмены сказали мне: "Мы уже хотим не брать, что дают, а выбирать". А такой подход меняет и отношение к нам".
Действительно, Чили меняется на глазах. Когда я в середине 90-х прилетел сюда впервые, вечером по городу было опасно ходить, деньги мы прятали в носки, а один раз на наших глазах вооруженные люди в масках ограбили банк. Прошло 20 лет - небо и земля. Можно судить по Сантьяго - отличные автострады, развязки и тоннели, старой машины на улицах не встретишь, дома новые, самых современных проектов. Безопасно. Страна расцветает, её граждане хотят летать. Потому власти готовы выложить большие деньги, но покупать современную авиатехнику, заменяя американскую и европейскую, уже не новую. А тут информация: в Мексике 19 российских Superjet 100 превзошли западные аналоги, они взлетают и садятся каждые 5 минут, демонстрируя высочайшую эффективность. И вот уже на FIDAE-2016 становится известно: представители двух крупнейших чилийских авиакомпаний - Lan и Sky Airlines - начали переговоры о покупке Superjet.
В Сантьяго проявляют интерес и к российским военно-транспортным вертолетам Ми-17 и учебно-боевым самолетам Як-130. Кроме того, наши представили свой новый проект - пассажирский лайнер МС-21, который, как ожидают в производящей его корпорации "Иркут", будет самым востребованным в своем сегменте машин пассажировместимостью 120 кресел. И вот уже президент Чили Мишель Бачелет приходит на стенд ОАК и долго и внимательно слушает рассказ о достоинствах российской авиатехники. А вице-президент ОАК Сергей Коротков сообщает журналистам, что "предложения России и других стран по возможной поставке военных самолетов и вертолетов находятся на рассмотрении минобороны Чили и в ближайшее время могут быть представлены в правительство этой страны".
Но авиасалон в Сантьяго - это ещё и повод встретиться с потенциальными заказчиками из стран региона. По сведениям "РГ", на FIDAE-2016 только по линии ОАК прошли переговоры с делегациями Аргентины, Перу, Колумбии. Будем надеяться, результативные.
Да, Латинскую Америку дойной коровой российского ВПК не назовёшь: при общем портфеле заказов российского оружия на этот год в 54 млрд долларов её доля составляет лишь 2 процента. Но наши не теряют надежды сломать тенденцию.
Важнейшим клиентом России в Латинской Америке остаётся Венесуэла, куда поставлено очень приличное количество наших вооружений и военной техники. Сейчас там завершается строительство двух оружейных заводов, в том числе по производству автоматов Калашникова. Российские вертолеты - самая востребованная в регионе наша продукция - в последние годы поставлены и успешно эксплуатируются в Бразилии и Перу. По отзывам пилотов, они прекрасно зарекомендовали себя как в высокогорье, так и в условиях влажного тропического климата, их ТТХ на порядок превосходят зарубежные аналоги. В основном интерес вызывают вертолеты типа Ми, прежде всего за свою универсальность. А вот Ка-52 "Аллигатор" ни в одну из стран региона продвинуть пока не удалось, несмотря на всевозможные презентации. Как, кстати, и самолёт-амфибию Бе-200, хотя, казалось бы, в ряде стран региона с их систематическими пожарами и прочими катаклизмами он незаменим. Необъяснимо.
Большие надежды, по словам зама главы ФСВТС Анатолия Пунчука, служба возлагает на активизацию ВТС с Аргентиной, Мексикой и Бразилией, которые интересуются опять же вертолетами. А с аргентинцами мы готовы сотрудничать ещё и в области совместного производства военно-морской техники.
С 2013 года ведутся переговоры о поставке в Бразилию ЗРПК "Панцирь-С". Как аккуратно выразился один из наших торговцев оружием, есть надежда, что имеющиеся в Бразилии политические и экономические трудности не повлияют на их планы купить комплексы. По самым осторожным прогнозам, контракт может быть заключён до конца года.
Рекламировался в Сантьяго и МиГ-29М, который успешно зарекомендовал себя в ВВС Перу, а также Су-30. Но пока о результатах переговоров не сообщается.
Корпорация "МиГ" предлагает Перу заменить устаревшие истребители МиГ-29, которые входят в состав ВВС Перу уже почти 30 лет и практически исчерпали свой ресурс, на новые МиГ-35. Ответа тоже пока нет.
Из любопытных моментов на выставке можно выделить появление здесь дезактиваторов дронов. Каждый такой аппарат может вывести из строя до 100 беспилотников противника, лишив их "глаз" и "ушей". Производители предлагают использовать их для охраны тюрем, куда коптеры все чаще доставляют наркотики и оружие, а также для защиты правительственных зданий и военных баз.
Демонстрационные полеты на FIDAE-2016 были, но особого впечатления не произвели. Когда летают наши "Витязи" или "Стрижи", конечно, другое дело. Выделялся разве что американский F-22, самый дорогой истребитель в истории США, но, по выражению Сергея Короткова, он так и "не раскрылся".
Вообще же авиасалон был довольно грамотно организован - в отличие от нашего МАКСа, ни пробок на подъезде, ни очередей, много туалетов и мест, где можно поесть.
А на выезде посетителей ждала неожиданная "фишка" - машины останавливали длинноногие красотки и предлагали пригласительные на секс-шоу. Выделялась надпись: "Аккредитованным на FIDAE-2016 каждый второй напиток -бесплатно".
По сведениям "РГ", никто из членов российской делегации на этот крючок не клюнул.