Еще несколько лет назад московский транспорт был вообще мало доступен этим людям. Меняться ситуация начала с 2012 года, с улучшением транспортной ситуации в городе в целом. Станции метро теперь строятся с лифтами, наземный транспорт покупают низкопольный, на тротуарах обязательно кладут тактильную плитку, на парковках десятая часть мест адресована для инвалидов, а в метро появились помощники, которые помогут спуститься в подземку маме с коляской, незрячему инвалиду и другим нуждающимся в помощи.
Со следующего года планируется вынести транспортную доступность в отдельный документ, под который будет выделяться целевое финансирование из бюджета. Пока же все средства на увеличение доступности городской среды тратят сами транспортные предприятия. Концепцию техзадания на разработку программы представил замруководителя дептранса Дмитрий Пронин. Он напомнил, что в числе маломобильных пассажиров не только инвалиды-колясочники, ими становятся время от времени все. Чтобы попасть в эту категорию, достаточно родить ребенка - с коляской поездка затрудняется в разы, сломать ногу или руку, состариться или просто пропутешествовать в общественном транспорте с большим чемоданом. Больше всего сложностей в метро на станциях, неприспособленных изначально для передвижения людей с ограниченными возможностями. Есть проблемы и в наземном транспорте, и с парковками для инвалидов, говорили на "круглого столе".
Согласно техническому заданию, авторы программы должны будут сначала проанализировать все виды транспорта, работающие в столице, оценить все, что было сделано в последние годы, а затем сформировать предложения, что еще необходимо доработать. Разработку программы выставят на конкурс. Перед тем, как отдавать документы на тендер, его и вынесли на суд депутатов и общественных организаций, которые лучше других знакомы с проблемой.
Больше всего сложностей с метрополитеном, изначально строившемся неприспособленным для передвижения людей с ограниченными возможностями. До сих пор так и не удалось придумать безопасного способа перемещения инвалидов-колясочников по эскалаторам. Сейчас все новые станции строят с лифтами, но ключи от них не найти. В последние два года москвичей выручает служба помощи мобильным пассажирам - инспекторы встречают пассажиров у входа в метро и провожают до выхода, а иногда и дальше - до Аэроэкспресса, электрички, но их сил тоже уже не хватает - служба чрезвычайно популярна, особенно у родителей с детьми.
Несмотря на то, что известность служба приобрела только благодаря "сарафанному радио", сегодня нередки случаи, когда пытаясь заказать сопровождение даже за неделю, этого не удается. В ближайшее время на работу возьмут еще 50 инспекторов к уже трудящимся 240.
Есть сложности и с наземным транспортом. Да, сейчас уже почти 75 процентов подвижного состава приспособлено для перевозок людей с ограниченными возможностями, но, как отметила Елена Говорина, член общественного совета родителей детей-инвалидов при департаменте соцзащиты, часто водители небрежно откидывают аппарели, и воспользоваться ими сложно.
Депутат Госдумы Владимир Крупенников попросил добавить в социальное такси хотя бы одну машину для лежачих - сейчас для их перевозки приходится заказывать коммерческую скорую помощь. Антон Федотов, зампредседателя столичного отделения всероссийского общества слепых попросил, чтобы при изменении остановок учитывали их мнения - а то после одного такого переноса остановки от дома культуры ее полгода пытались вернуть обратно. И сразу несколько депутатов попросили также, чтобы город лучше продумывал маршруты к соцучреждениям - в ходе реформирования, которое сейчас идет в городе, многие оказались приписаны к поликлиникам из соседних районов, а автобусы пустить забыли. "Прошлись" собравшиеся и по парковкам. Многие говорили о том, что часто положенные по закону "инвалидные" места "рисуют" в полукилометре от мест притяжений.
Все замечания, пообещал Дмитрий Пронин, будут учтены. За 2 месяца техзадание доработают, а в начале лета выставят на тендер. Победитель будет известен к осени. Сама же программа появится и будет внедрена за 15 месяцев.