Путевки положены от органов соцстраха. Деньги на них и на проезд к месту лечения и обратно, исправно выделяются. Всего из казны за 2013-2015 годы на санаторно-курортное лечение льготников направили около 19,3 миллиарда рублей. Однако проверка Счетной палаты показала - не так все гладко.
Например, одна путевка в санаторий в 2015 году в среднем обходилась государству в 18,5 тысячи рублей. А по нормативам, утвержденным минтрудом, в год на одного человека поступает всего 1312 рублей, включая дорогу туда- обратно, то есть в разы ниже фактической стоимости путевки, что изначально подразумевает постоянное недофинансирование. По сути, для обеспечения путевкой одного гражданина льготной категории привлекаются финансовые ресурсы 14 граждан. Поэтому реально смогли отдохнуть лишь 25-27 процентов от всех обратившихся. В очереди на конец года остается более чем 180 тысяч человек. Фактически вместо ежегодного обеспечения льготников путевками, как предусмотрено законом, люди могут пользоваться "санкуром" раз в 3-4 года, констатируют аудиторы.
При этом, как отмечалось на коллегии Счетной палаты, мало того, что средств в целом недостаточно, так минтруд их еще и неправильно планирует. Аудиторы установили, что деньги льготникам в министерстве считали месяцем позже, то есть не на 1 октября, а на 1 ноября года, предшествующего очередному финансовому году. Вроде бы "мелочь", но изначально средств планировалось меньше - на 492 миллиона рублей в 2014 году и на 545,8 миллиона рублей в 2015 году. Впрочем, подчеркивают в Счетной палате, при планировании бюджета на 2016 год нарушение министерством труда устранено.
При расчетах транспортных расходов будущих курортников тоже не обходилось без накладок. Как установили аудиторы, на бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно Фонд соцстраха ежегодно тратит средств на сумму свыше 700 миллионов рублей. Но при этом не всегда сравнивает стоимость проезда на железнодорожном и авиационном транспорте. Такой подход не позволяет рационально планировать расходы на проезд.
При распределении бюджетных денег на санаторно-курортное лечение в ФСС не придерживаются нормативов, установленных минтруда. Аудиторы вскрыли факты, когда в 2013 году Фонд направлял в региональные отделения средства на путевки из расчета в среднем 78,06 рубля на человека при нормативе - 99,25 рубля, в 2014 году - 92,8 рубля (норма - 103,75 руб.), в 2015 году - 94,2 рубля (норматив - 109,35 руб.).
В результате только в прошлом году гражданин льготной категории во Владимирской области вместо 109,35 рубля в месяц получил 85,5 рубля, в Нижегородской области - 83,2 рубля, в Рязанской области - 85,1 рубля. В то же время льготники Астраханской области получали санаторно-курортное лечение из расчета 121,4 рубля в месяц, в Мурманской области - 115,4 рубля в месяц.
Глава Счетной палаты Татьяна Голикова, анализируя ситуацию, обратила внимание на отсутствие официально закрепленных правил распределения Фондом соцстраха средств на санаторно-курортное лечение по своим территориальным отделениям. А это в первую очередь несет риски нарушения прав граждан.
Проверка Счетной палаты вскрыла и другие недопустимые факты - оказывается, что ФСС сегодня при заключении госконтрактов с санаториями по сути действует вслепую - не может оценивать реальное качество санаторных услуг на основании конкурсной документации. Зачастую выигрывающие конкурсы санатории и пансионаты предоставляют "некондицию"- контракты расторгаются, бюджетные деньги зависают и не используются. А страдают и без того обездоленные граждане-инвалиды, дети, оставаясь без лечения, профилактики и реабилитации на свежем воздухе. Обидно, приводит пример аудитор Владимир Катренко, когда Санкт-Петербургское региональное отделение ФСС заключает трехмиллионный контракт с профилакторием на лечение инвалидов с болезнями системы кровообращения, но из-за отсутствия горячей и холодной воды в здании контракт срывается и мирно расторгается по соглашению сторон.
Впрочем, при обеспечении санаторно-курортного лечения льготных категорий граждан в Фонде соцстраха тоже сталкиваются с проблемами. И не раз заостряли их перед профильными министерствами, депутатами. Средства на санаторно-курортное лечение выделяются регионам не только на приобретение путевок льготникам, но и на проезд до места лечения и обратно. Но во многих регионах местных профильных санаториев просто нет, и тогда Фонд вынужден направлять льготников в соседние регионы, тем самым увеличивая расходы на проезд.
Таким образом, траты на одного инвалида получаются больше, чем предусмотрено нормативами. Помимо путевок для льготников региональные отделения Фонда приобретают путевки и сопровождающему лицу (это правило действует для инвалидов первой группы и детей-инвалидов).
Еще одна проблема. В среднем, стоимость одного койко-дня в санатории составляет 1033 рубля в сутки. Сюда входит проживание, питание и медицинское лечение. Однако эта цена не покрывает всех затрат санаториев, поэтому на участие в конкурсах отваживаются не все. К тому же по закону о госзакупках основным фактором при определении победителя является цена. Вот и получается, что выигрывает та организация, которая предлагает наименьшую стоимость услуги. В итоге победителями выходят санатории без горячей воды или со сломанным оборудованием, лечебная база которых оставляет желать лучшего.
Решение: Коллегия Счетной палаты приняла решение направить представления об устранении нарушений в минтруд, ФСС, информационное письмо в ФАС России. А письмо с предложениями о совершенствовании законодательства в правительство.
Не исключено, что после проверки Счетной палаты встанет вопрос об увеличении средств на ежегодное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение. Или будут обсуждать изменение в закон о предоставлении услуги в части периодичности ее предоставления.
"Российская газета" будет следить за развитием ситуации.
С обеспечением инвалидов тростями, ходунками, креслами-колясками, слуховыми аппаратами, корсетами и десятками других средств технической "поддержки" - тоже происходят недоразумения, которые вскрыли аудиторы вместе с контрольно-счетными органами Тамбовской области, Краснодарского края, Санкт-Петербурга, Владимира, Калининградской области.
Практически повсеместно по стране нарушаются сроки снабжения инвалидов жизненно необходимыми им предметами быта. Иногда, и такие случаи нередки, люди не получают коляски и ходунки годами. Например, в Калининградской области без внимания остаются 95 заявок, поданных еще в 2011 году. С тех пор заявки игнорируется по нарастающей- 666 не выполнено в 2012 году, более 10 тысяч заявок скопилось в 2014 году. В Тамбовской области инвалид с 2014 года остается без кресла - коляски с ручным приводом для людей с большим весом.
При проверке выявлены также массовые нарушения сроков выплаты компенсации расходов за самостоятельно купленные инвалидами приспособления для одевания, раздевания, захвата предметов.
В Санкт-Петербурге установлены многократные случаи нарушений сроков принятия решения и выплаты компенсации от 69 до 89 дней.
Когда "родные суставы" отказывают, их заменяют эндопротезы. С января 2015 года государство обеспечивает инвалидов эндопротезами за счет средств ФОМС. За компенсацией за приобретенные в 2013-2014 гг. эндопротезы обратились в региональные отделения Фонда и органы соцзащиты 2420 инвалидов, расходы составили почти 295 миллионов рублей.
По идее, задолженность перед инвалидами по обеспечению эндопротезами должна быть полностью закрыта. В то же время при проверке аудиторы установили, что расходы Фонда на 2016 год предусматривают более 114 миллиона рублей на 960 эндопротезов. "Это говорит о том, что планирование расходов осуществляется фондом без должного обоснования и соблюдения законодательства", - констатируют аудиторы.
Кстати, за три года государство потратило на приобретение средств реабилитации инвалидам 73 миллиарда рублей. Расходы на одного человека возросли в среднем более чем на 3 тысячи рублей. При этом аудиторов насторожило то, что по регионам затраты на одного инвалида колебались в 2015 году от 9,4 тысячи рублей в Новгородской области, до 65,6 тысячи рублей в Тюменской области. Даже в пределах одного федерального округа разница колоссальная. В Центральном федеральном округе в Москве - 12,2 тысячи рублей, в Московской области - 43,8 тысячи рублей.
По словам Владимира Катренко, не исключается необоснованное завышение цен. К примеру, Чувашия в 2013 году получила 152,2 миллиона рублей. На эти деньги закупала трости опорные и тактильные по средней цене за одну трость 451 рубль, кресла-коляски с ручным приводом комнатные - по 10,6 тысяч рублей, слуховые аппараты - за 18 тысяч рублей. В 2014 году, получив на приобретение средств реабилитации 143,1 миллиона рублей в республике данные изделия закупались по более низким ценам: трости - по 419 рублей кресла-коляски - 8,9 тысячи рублей, слуховые аппараты - 6,3 тысячи рублей.
Факты завышения стоимости изделий выявлены и при планировании необходимых средств. Так, при планировании региональным отделением ФСС в Московской области стоимость каждого приспособления для одевания, раздевания и захвата предметов, составила 22 397,93 рубля при средней стоимости по Центральному федеральному округу 1500 рублей.
Стоимость закупаемых для инвалидов видов ТСР существенно различается. По мнению Владимира Катренко, во многом это связано с тем, что поставщиками являются не производители изделий, а торговые организации. Аудитор привел примеры по Санкт-Петербургу. Стоимость аппарата на всю ногу, изготовленного ФГУП "Санкт-Петербургское протезно-ортопедическое предприятие" составляет 26,6 тысячи рублей. А закупки у коммерсантов этого же аппарата обошлись почти в 168 тысячи рублей. Корсет корригирующий в Санкт-Петербурге закуплен у коммерческой фирмы по цене 34,1 тысячи рублей, а в Тамбовской области стоимость такого же изделия у ФГУП "Тамбовское протезно-ортопедическое предприятие", составила 4 тысячи рублей. Кресло-коляска с электроприводом прогулочная, в том числе для детей-инвалидов, стоит от 67 131,62 рубля в Тульской области до 146 709,44 рубля. во Владимирской.
Цена обуви ортопедической сложной на утепленной подкладке для взрослых колеблется от 1735,23 рубля в Белгородской области до 5479,06 рубля в Ярославской области.
"Такой разброс цен свидетельствует только об отсутствии рационального подхода к расходованию бюджетных средств. Одним из направлений решения этой проблемы могло бы стать установление средне рыночных цен на отдельные виды инвалидных устройств. Однако в этом направлении работа не ведется", - предупредила Татьяна Голикова.
Текст публикуется в авторской редакции и может отличаться от вышедшего в номере "РГ".