Аборты были легализованы в Советской России постановлением Народных комиссариатов здравоохранения и юстиции "Об охране здоровья женщин" 18 ноября 1920 года. В СССР аборт был под запретом лишь с 1936 по 1955 годы.
Мы ужасаемся разным несправедливостям, творящимся в мире, массовой гибели людей в терактах или войнах. Мы сострадаем жертвам, находясь далеко от них, а СМИ предлагают все новые и новые подробности и обстоятельства их страданий. Но мало кто задумывается о том, что в нашей стране уже много десятилетий, а именно с 1920 года, совершается массовое детоубийство. И происходит это не где-то далеко, а у нас под носом: в наших собственных семьях либо у наших соседей, друзей, сослуживцев.
Жизнь человека начинается с момента зачатия - об этом говорит и Церковь, и современная наука. Дети, которым не дали родиться на свет, ощутить любовь отца и матери, проявить свои таланты, прожить полноценную человеческую жизнь - огромная трагедия России. Отношение к тем, кто полностью беззащитен и безгласен перед произволом взрослых, показывает степень духовного здоровья общества.
По официальной статистике за 2013 год в России 1 012 400 детских жизней было загублено в результате аборта. И это только данные по учреждениям системы Министерства здравоохранения Российской Федерации без учета абортов, совершенных в частных клиниках. И так из года в год. По меньшей мере миллион людей мы теряем ежегодно в результате узаконенного детоубийства.
Чтобы положить конец этой чудовищной и преступной практике, недостаточно одних законодательных запретов. Нужно менять отношение людей к жизни, к семье, к самим себе. Нужно прежде всего, чтобы каждый потенциальный родитель внутренне отказался от самой мысли о возможности убийства собственного ребенка. Если мы хотим переломить стереотипы советского мышления и пришедшего ему на смену сознания общества потребления, необходимо вместе потрудиться: и добровольцев привлечь, и специалистов подготовить.
Что толкает женщину на аборт? Иногда это социальная неустроенность. В других случаях - страх перед чужим мнением, если девушка забеременела, не вступив в брак. Если зачатие произошло от случайной связи, ситуацию усугубляет ложный стыд, который кажется непреодолимым. Но почему этот стыд ложный? Потому что убийство ребенка гораздо более тяжким бременем ляжет на сердце, чем однократная необходимость честного признания перед близкими своей ошибки и готовность понести последствия. Признание ошибок, способность отбросить тщеславие и взять на себя груз ответственности внутренне высвобождает человека. В этом и заключается личностный рост.
Повлиять на женщину с тем, чтобы заставить ее сделать аборт, могут родственники или отец зачатого ребенка. Иной раз они оказывают на нее давление или ставят ей ультиматум. Если парень говорит "делай аборт или я тебя брошу", лучше сразу расстаться с таким человеком. Не будет никакого прочного союза с убийцей - а именно таковым является всякий склоняющий женщину к аборту. Отношения, построенные на эгоизме, развалятся через несколько лет, а сохраненная жизнь младенца станет благословением для матери, проявившей стойкость и не поддавшейся на моральный террор и истерику близких. Такая отважная мама избежит одиночества и моральных угрызений, и, скорее всего, будет защищена в старости своим повзрослевшим чадом. Более того, опыт очень многих супружеских пар показывает, что именно ребенок становится тем связующим звеном, которое прочно и навсегда привязывает супругов друг к другу.
К сожалению, нередко женщину склоняют к аборту врачи. Вместо того чтобы делать все возможное для сохранения жизни ребенка, врачи подчас делают обратное: запугивают женщину, что у нее родится больной ребенок, склоняют к насильственному прерыванию беременности. Такое преступное отношение к человеческой жизни должно сурово наказываться.
В каждом конкретном случае кризисной беременной нужна помощь грамотного консультанта-психолога, но не такого, который предложит кажущееся самым легким решение: вырежи плод и забудь. Вырезать можно, а вот забыть женщина никогда не сможет. Так и будет жить под грузом ответственности. Если бы только знали читатели этой статьи, сколько женщин приходят на исповедь и каются в совершенных по молодости и неразумию убийствах собственных детей. Совесть женщины никогда не может примириться с этим, потому что тяга к материнству - врожденная способность женщины, это ее особый дар.
А сколько женщин навсегда потеряли возможность иметь детей из-за того, что сделали аборт? Лечение бесплодия очень часто оказывается безрезультатным именно из-за того, что сделанный когда-то аборт нанес непоправимый урон здоровью женщины. И когда ей захотелось родить ребенка, оказывается, что это уже невозможно.
Массовая культура, СМИ, кинематограф на протяжении нескольких десятилетий вносили свой вклад в девальвацию семейных ценностей, смещая акцент если не на откровенную вседозволенность, то на пропаганду личного материального и карьерного успеха. Уже выросло поколение, вскормленное такой продукцией. На экранах почти нет фильмов, которые было бы безопасно посмотреть родителям с детьми, не говоря уже об отсутствии качественного детского кинематографа. Интернет заполнен информацией из жизни так называемых "звезд", дающей самые отрицательные примеры поведения и отношения к жизни. Фотографии гламурных героев - мужчин и женщин - заполняют женские и мужские журналы. Тема рождения детей в них вообще отсутствует. Многие мужчины жестоко манипулируют сознанием женщины, воспринимая ее исключительно как объект для сексуального влечения и внушая ей, что для сохранения привлекательности ей нельзя иметь детей. И, увы, подавляя в себе врожденное влечение к материнству, женщины поддаются на эти манипуляции и начинают вести себя так, будто внимание мужчины - самая главная ценность в жизни. Итогом жизни таких женщин становится одинокая старость, когда они оказываются никому не нужны, потому что нет детей, а значит, нет и внуков.
Воспитательная функция телевидения сведена практически к нулю. Телевидение ориентируется на получение прибыли, поэтому во многих передачах намеренно эксплуатируются самые низменные чувства с целью увеличить аудиторию и поднять рейтинг. Но ведь та площадка, которая служила орудием массового оглупления, может послужить "разумному, доброму, вечному", стоит только этого захотеть. Не пора ли ее расчистить от всякого хлама и непотребства? Телеканалы вряд ли самостоятельно встанут на путь нравственного самоконтроля, но здесь государство может выступить регулятором.
Вот почему нужна такая государственная концепция, которая была бы направлена на воссоздание семейных ценностей, на пропаганду ответственного отцовства и материнства. Не должно быть на телеэкране таких сериалов и передач, где осмеиваются идеалы семейной жизни, размываются нормы нравственности. Телевидение должно сделаться безопасным для подрастающего поколения. Грех не может выдаваться за норму, а модели спонтанного сексуального поведения и сиюминутных отношений не должны рекламироваться.
В школе и в семье девушкам редко разъясняют последствия аборта и поведения, которое может подтолкнуть их к совершению аборта. Зачастую они не задумываются, что такое аборт и к каким тяжелым последствиям - физиологическим, нравственным, духовным - он приводит. Со страниц глянцевых журналов их убеждают, что главное - быть красивой, молодой и успешной. Представителям массовой культуры в этой связи стоит задуматься о том, что и они несут ответственность - прямую или косвенную - за разложение молодежи через свою продукцию.
Как подчеркнул в декабре 2015 года Святейший Патриарх Кирилл, "политические и общественные деятели несут персональную нравственную ответственность за действия в отношении абортов. Люди, поддерживающие аборт, подчас неосознанно становятся сторонниками разрушения традиционной семьи, легализации разврата и безнравственности".
Святейший Патриарх напомнил, что "существует ряд глобальных программ с мощным финансированием, цель которых - снизить численность населения планеты. Эти программы направлены на пропаганду бездетности, гедонизма, нетрадиционных сексуальных отношений, так называемых свободной любви и безопасного секса, иными словами, - блуда, а также на то, чтобы представить аборт как естественное явление. Организации, выступающие за аборты, нередко финансируются такими программами".
Церковь готова помогать в том, чтобы программы по профилактике абортов работали. Есть прекрасный опыт у Синодального отдела по благотворительности и социальному служению, в чьем кризисном центре "Дом для мамы" в Москве находят приют беременные, которым больше некуда пойти, мамы, лишившиеся средств к существованию, молодые матери-сироты, не имеющие жилья. Пока женщины в течение нескольких месяцев находятся в центре, с ними работают психологи и юристы, помогающие разрешить ситуацию, в которую они попали. Такие центры есть и в регионах, но принять каждый из них может лишь около десятка женщин. Если общественность и бизнес-сообщество должным образом поддержат подобные проекты, будет спасено немало детских жизней.
Не стоит забывать, что Церковь умеет разговаривать с людьми. Нужно дать ей возможность это делать, коль скоро речь идет о сохранении будущей жизни. Со своей стороны, Церковь должна уделять больше внимания теме противодействия абортам и сохранения священного дара жизни. В каждой епархии должны создаваться центры помощи беременным женщинам, бесплатные консультации для них, собираться средства для оказания помощи малообеспеченным и многодетным семьям. Отчитываясь ежегодно Патриарху о проделанной работе, епархиальный архиерей должен указывать не только количество построенных храмов, но и количество спасенных жизней. Подобную же отчетность архиерей должен требовать от приходских священников.
Во многих епархиях противодействие абортам становится одним из приоритетных направлений работы миссионерских отделов. Вот лишь некоторые мероприятия, проводимых миссионерскими отделами епархий: антиабортные лекции для старшеклассников с показом тематических фильмов, встречи священнослужителей и активных мирян с коллективами медработников женских консультаций и роддомов, беседы о биоэтике со студентами-медиками, обучение приходских социальных работников методам профилактики абортов в обществе. Приведу запоминающийся пример сотрудничества государства, медицины и Церкви в регионе. В этом году День защиты детей совпал с Днем Святого Духа, и настоятель одного из калужских храмов по благословению правящего архиерея обратился с письмом в местный минздрав с просьбой сделать 1 июня Днем без абортов, не омрачая праздник Троицы смертями неповинных младенцев. Министр поручила главврачам поддержать предложение епархии и не проводить в этот день аборты по желанию женщины. Конечно, это не значит, что в другие дни прерывать беременность допустимо, но такая акция не может не заставить задуматься обе стороны: и медиков, и пациенток. Врачи не должны становиться проводниками идей, связанных с нарушением основополагающих человеческих принципов и божественных заповедей, а женщины - отказываться от своего предназначения дарить жизнь.
Одним из примеров участия Церкви в решении самой острой проблемы нашего времени является инициатива Фонда Григория Богослова, который запустил программу помощи кризисным беременным и учредил автономную некоммерческую организацию "Сохраним жизнь вместе". В основе ее деятельности лежит убеждение, что каждый зачатый ребенок должен иметь право на рождение, и это право необходимо закрепить законодательно, а склонение к аборту со стороны врачей должно быть недопустимым. Работает горячая телефонная линия, позвонив на которую женщина, намеревающаяся совершить аборт, может поговорить с психологом и получить компетентную консультацию.
Среди первоочередных задач проекта - донесение информации о возможности получения помощи до максимального числа беременных из группы риска. Для привлечения аудитории создан веб-сайт. Дополнительно планируется создать базу существующих программ поддержки женщин в трудной ситуации с описанием реальных возможностей и разместить рекламу в поисковых системах и на страницах социальных сетей.
Государство в последние годы предпринимает конкретные шаги для изменение демографического тренда к лучшему. Благодаря этому количество абортов в России снижается. И тем не менее оно по-прежнему остается ужасающе высоким. Значит, того, что делается, недостаточно.
Убежден в том, что государство должно разработать действенную концепцию борьбы с абортами и направить соответствующее финансирование на их профилактику. Нужны научные исследования, помогающие эффективнее остановить это зло. Те, кто совершил непоправимый грех аборта и раскаивается в содеянном, пусть подключаются к общему делу по спасению детских жизней. Работы хватит всем.
Необходимо развернуть общественное мнение в сторону принятия многодетности. Давайте вспомним: в начале 1990-х было катастрофическое падение рождаемости. Сейчас дети, родившиеся в те годы, стали взрослыми и обзаводятся семьями. Если и у них будет мало детей, мы никогда не сможем залатать возникшую демографическую прореху. Мы должны неустанно, в том числе с экранов телевизоров, напоминать о том, что многодетность - это благо и счастье, а не бедность и неустроенность. Но для этого надо радикально менять всю информационную политику.
Россия будет сильной и способной противостоять внешним вызовам только в одном случае: если она в полной мере использует свой человеческий капитал, не только наличный, но и потенциальный. Восстановление генофонда нации - задача несравненно более важная, чем наращивание валютных резервов. Никакие деньги не спасут страну, у которой не будет достаточного количества населения, чтобы защитить саму себя. Мы должны понять, что выработка эффективной демографической стратегии - вопрос национальной безопасности.
Заголовок дан редакцией.
В Бразилии по уголовному кодексу страны неавторизованный властями аборт расценивается как преступление против жизни и карается тюремным заключением до 3 лет для женщины, пожелавшей его сделать, и до 10 лет для человека, осуществившего прерывание беременности.
При этом женщина имеет законное право на аборт по ряду медицинских показаний. Кроме того, эта процедура может быть проведена на законных основаниях в случае, если беременность возникла в результате изнасилования. Также существует другой пункт законодательства, где прописано, что аборт может быть осуществлен по прямому желанию женщины в случае если возраст плода не превышает 12 недель и имеется заключение специальной комиссии, в состав которой входит специалист-психиатр, о том, что беременная не способна справиться с материнством. Огромное, если не сказать решающее значение в вопросе полного запрета абортов сыграли представители католической и евангельской церквей. С учетом высокой степени религиозности бразильского населения, а также консенсуса по теме запрета среди представленных в стране различных конфессий церковь в целом и в настоящее время продолжает пользоваться широким влиянием на местную политическую элиту в этом вопросе. Вместе с тем последнее десятилетие характеризуется все более частыми всплесками активности различных гражданских организаций, как правило, феминистского толка. Несколько раз активисты пытались организовать проведение общенационального референдума по легализации абортов, но все они были остановлены парламентариями на начальном этапе. Согласно обобщенным статистическим данным в среднем около 75 процентов бразильцев выступают против каких-либо изменений в запрещающем эту практику законодательстве.
В Италии запрет на аборты официально был снят еще в 1978 году. По закону операции по прерыванию беременности на Апеннинах позволяется делать в течение первых трех месяцев после зачатия. Однако в реальной жизни воспользоваться этим правом итальянкам удается с огромным трудом. В настоящий момент все большее количество женщин в Италии вынуждены прерывать нежелательную беременность подпольно. Все потому что львиная доля (70-90 процентов) итальянских врачей, прикрываясь моральными и религиозными мотивами, прописанными в вышеуказанном законе от 1978 года, категорически отказываются от проведения подобных операций. Сказывается огромное влияние Римско-католической церкви, позиция которой по этому вопросу непоколебима на протяжении последних несколько веков и сводится к тому, что аборт - это величайший грех, поскольку "жизнь зарождается с момента зачатия и длится до смерти человека". Более того, как свидетельствуют документальные источники, медики все чаще намерено затягивают процедуру согласования по проведению операции. Кабинет Маттео Ренци в вопросе абортов вынужден считаться с мнением Ватикана. Недавно премьер решил увеличить штраф за подпольный аборт с 51 евро до 10 тысяч евро, мотивируя это тем, что столь заоблачная цифра будет стимулировать женщин доносить на врачей, совершающих незаконное прерывание беременности.
В Польше законодательство в отношении прерывания беременности является одним из самых строгих в Европе. Аборты в современной Польше запрещены с 1993 года. При этом, даже в тех случаях, которые закон признает исключением, некоторые врачи отказываются проводить процедуру по религиозным соображениям. Сегодня в стране идет дискуссия о том, стоит ли ужесточить законодательство и отказаться от этих исключений. Как сообщает местная радиостанция Polskie Radio, в середине марта организации pro-life направили в парламент заявление о создании Комитета законодательной инициативы "Стоп абортам", которая планирует собирать подписи граждан под законопроектом о полном запрете прерывания беременности. Их поддержала премьер Польши Беата Шидло. А 3 апреля во всех польских католических храмах было зачитано письмо Епископата, в котором церковь призвала к полной защите жизни человека.
Во Франции аборты были легализованы в 1975 году с подачи тогдашнего министра здравоохранения Симоны Вейль. С тех пор закон, разрешающий всем француженкам прибегать искусственному прерыванию беременности (ИПБ), носит ее имя и считается, особенно в среде левых разной окраски и феминисток, важнейшим социальным завоеванием. Французская католическая церковь регулярно выступает против политики властей в этой сфере. В правительственных кругах протесты католиков вежливо выслушивают, но оставляют законодательство в прежнем виде.
Подготовили Вячеслав Прокофьев (Париж), Алексей Чуриков (Бразилиа), Нива Миракян (Рим), Ариадна Рокоссовская