Вырос объем прямых продаж одежды

На рынке прямых продаж тревожная ситуация: несмотря на кризис, число независимых распространителей не растет, а объемы торговли падают. За год они, по данным Ассоциации прямых продаж (АПП), упали на 5,5 процента. Как показывает практика, если в стране кризис, то объемы прямых продаж всегда растут, ведь это возможность дополнительного заработка для всех желающих. Однако в этот кризис сложилась нетипичная ситуация.

"Обычно в кризис у нас наблюдается прирост числа людей, которые хотят сэкономить или подзаработать. Для кого-то прямые продажи становились дополнительным заработком, а при потере работы - и основным источником дохода. Как только кризис заканчивался, люди уходили из бизнеса. Это был своеобразный индикатор, по которому мы видели, что кризис заканчивается. Сейчас эта лакмусовая бумажка не работает", - рассказала "РГ" глава АПП Тамара Шокарева.

В этот раз приток людей не рос. "Может быть, из-за того, что рост безработицы сдерживается искусственно, раньше этого не было. В любом случае люди все реже готовы заниматься малым бизнесом, это становится все труднее и рискованнее. Количество независимых распространителей и лояльных потребителей в индустрии за год сократилось на 5,1 процента", - отмечает она.

На бизнес сильно повлияло падение курса рубля, только в феврале 2016 года цены на весь ассортимент продукции выросли в среднем на 10 процентов. "Для тех, кто использует импортные сырье и материалы, сейчас настал тяжелый период из-за девальвации рубля. В основном она затронула производителей косметики и парфюмерии, где много импортных ингредиентов. Зато в выигрыше российские производители, которые используют возможности слабого рубля. Объем экспорта компаний - членов АПП вырос на 50 процентов. Ряд российских компаний думает о расширении бизнеса за рубежом", - говорит Шокарева.

За год больше всего просели сегменты "товары для здорового образа жизни (биодобавки, различные фильтры для воды, воздухоочистители и пр.)" и "бытовая химия" - они упали на 9 и 8 процентов соответственно. Также снизились продажи в сегменте "парфюмерия и косметика" на 6 процентов. В то же время выросли продажи одежды и аксессуаров на 21 процент и товаров для дома на 2 процента. Потребительское поведение сильно изменилось, покупатели стали более требовательны к парфюмерно-косметической продукции, отмечает Алла Соколова, генеральный директор Mary Kay Россия: "Косметический рынок состоит из 12 категорий. Лидирующими являются "Уход за кожей" (19 процентов), "Уход за волосами" (16), "Ароматы" (15) и "Декоративная косметика" (14). Как и всегда, самым востребованным остается уход за кожей. По прогнозам аналитиков, наибольший рост в 2016 году придется на средства по уходу за кожей и декоративную косметику". При этом большого роста ждать не приходится. По прогнозам АПП, рынок вырастет в этом году всего на 1-2 процента.

Комментарий

Вице-президент Amway Россия и Казахстан Ричард Стивенс:

- Прямые продажи - это в первую очередь возможность начать собственный бизнес. По данным исследования AGER 2015, интерес к самозанятости остается высоким: 37% россиян допускают эту возможность для себя в качестве дополнительного источника дохода. А так как степень доверия к индустрии прямых продаж в России по-прежнему высока, мы считаем эту сферу перспективным направлением.

Согласно исследованию Amway, 77% россиян положительно относятся к индустрии прямых продаж. Сегодня прямые продажи выступают как первый шаг в предпринимательстве, это фактически бизнес-инкубатор, благодаря которому нарабатывается ценный опыт самостоятельной экономической деятельности. Прямые продажи в век цифровых технологий дарят клиентам самые актуальные преимущества - индивидуальный подход в лице надежного консультанта, качественную продукцию, созданную с использованием новейших научных разработок, а также техническую платформу для покупки товара, обучения и многих других услуг.

Главными факторами в пользу того, чтобы начать свое дело, для россиян являются: источник дополнительного дохода (33%), независимость от работодателя (26%), самореализация, возможность реализовать свои идеи (26%). 19% россиян считает, что собственный бизнес поможет им эффективнее сочетать семейную жизнь, отдых и работу. 11% считают собственное дело возможной альтернативой безработице.