Кроме того, ученики охотно пользуются Google Docs для совместной работы над документами. Разумеется, все они пользуются и электронной почтой, и мессенджерами, а также регулярно созваниваются друг с другом в процессе подготовки к урокам.
Согласно прогнозу аналитиков Ericsson ConsumerLab и шведского фонда Riksbankens Jubileumsfond, к 2020 году "цифровые" дети будут составлять 50 процентов населения планеты. В связи с этим среднее образование постепенно переместится в онлайн.
С развитием Интернета образование становится публичным. Любое действие в этой области, от видеозаписи хорошей лекции до слабого доклада на конференции, находится под увеличительным стеклом. "И это значит, что становятся видными и сильные, и слабые стороны существующей системы, - пояснил "РГ" директор проекта "Лекториум" Яков Сомов. - Появляются вузы, которые создают отделы научной и образовательной коммуникации и используют Интернет, чтобы дополнительно привлекать внимание к себе. По сути дела, мы видим рождение нового тренда - образование как медиа".
Становятся все популярнее академические массовые онлайн-курсы. Ведущие вузы бесплатно обучают десятки тысяч людей по самым разным дисциплинам: от генетики до небесной механики. Прежде чем выбрать бакалавриат или магистратуру, можно онлайн пройти базовый курс по предмету, познакомиться с автором и пройти тестирование. Так перестраивается вся система профориентации.
Есть также некоммерческие онлайн-проекты. "В их числе образовательный проект edX, основанный Гарвардским университетом и Массачусетским технологическим институтом, - рассказал "РГ" старший консультант по развитию бизнеса Ericsson в регионах Северная Европа и Центральная Азия Евгений Уткин. - Проект позволяет получать образование дистанционно в интерактивном режиме. Не менее популярна образовательная платформа Coursera, в рамках которой различные курсы читают профессора 30 ведущих университетов мира. С помощью Coursera любой желающий может дистанционно учиться у преподавателей Принстонского и Стэнфордского университетов".
Автор книги "Викиномика: как массовое сотрудничество изменяет все" Дон Тапскотт уверен, что если раньше выпускники учебных заведений выходили из них полностью подготовленными, то сейчас знаний, полученных в вузах, хватает лишь на 15 минут. Люди приобретают новые знания на протяжении всей жизни, причем процесс обучения идет практически ежедневно. Интернет способствует этому, поскольку упрощает и ускоряет получение знаний. Благодаря ему можно учиться как самостоятельно, так и с помощью преподавателей ведущих университетов мира. Интернет делает процесс обучения необременительным как в плане физических, так и в плане финансовых затрат, и эта тенденция сохранится и в будущем.
Очень важным элементом онлайн-образования сегодня является развитие адаптивного обучения, то есть, по сути, персонализированного, когда система сама выстраивает индивидуальный план обучения на основе того, с каким заданием человек справляется и какие ошибки совершает. Можно предположить, насколько повысится эффективность обучения, если в течение курса человека будет сопровождать такой персональный помощник.
Если раньше мы наблюдали преимущественно количественное влияние на образование (рост цифрового контента и возможностей его потребления), то теперь нас будут чаще ждать качественные изменения, считают эксперты. "Стоит выделить сегмент дистанционного обучения. Несмотря на появление возможностей учиться посредством мобильных и видеотехнологий, этот сектор не совсем оправдал возложенные на него ожидания и сейчас сильно проигрывает своему реальному конкуренту, - считает Евгений Уткин. - Появление таких технологий, как 5G, может оказать революционное влияние на индустрию в целом. Возможности использования виртуальной или дополненной реальности, развитие "тактильного Интернета" смогут кардинально повлиять на процесс обучения".
Конечно, помимо достоинств, у Интернета как инструмента для получения образования есть и недостатки. Например, социальные сети не только помогают, но и мешают учебе. Подростки в возрасте 15-18 лет легко увлекаются и, зайдя в Facebook "на минутку", многие теряют в социальной сети массу времени, общаясь на темы, не касающиеся учебы. Уведомления, поступающие от различных приложений, реально отвлекают от учебы и вредят дисциплине. Возможность учиться и развлекаться с помощью Интернета в любое время и в любом месте зачастую разрушает границы между этими двумя занятиями. Чтобы преодолевать соблазны, требуются жесткая дисциплина и собственная стратегия по разграничению времени. "Кроме того, возникает ложное ощущение доступности знаний и легкости их усвоения. Но это далеко не так, - отмечает Яков Сомов. - С одной стороны, предстоит создать колоссальное количество качественного образовательного контента, с другой стороны, обучение - процесс трудный. Чтобы стать специалистом в серьезной области, нужно потратить годы. Ведь чтобы рассуждать о гравитационных волнах, достаточно посмотреть пару видеороликов. Но если вы хотите заниматься наукой в этой области, - прямая дорога в вуз".
В любом случае интеграция традиционного и онлайн-образования неизбежна, считают эксперты. Лауреат Нобелевской премии по экономике 2008 года Пол Кругман заявил: "Шаг за шагом все, что может быть оцифровано, скоро будет оцифровано". Исходя из этой логики, нам нужно просто признать, что в какой-то момент все книги будут оцифрованы, все лекции записаны на видео, а конспекты будут создаваться автоматически с помощью приложений на телефоне. "А значит, нам требуется строить не просто систему обучения, но и систему навигации по всем этим образовательным ресурсам", - заключил Яков Сомов.
Юрий Рубин, профессор, ректор Университета "Синергия":
- Мир так стремительно меняется, что само понятие "традиционное образование" сейчас следует воспринимать не так, как 20 лет назад. Сегодня традиционное образование вовсе не оторвано от современных технологических новаций. Экономика, производство, коммуникации развиваются в определенной технологической среде, и проникновение Интернета в образовательную сферу следует воспринимать как вполне естественный процесс. Другое дело, что внедрение новаций требует строгой оценки в вопросе, как онлайн-технологии влияют на качество образования. Сегодня электронное обучение пришло на смену дистанционному. Последнее грешило издержками в качестве обучения, обусловленными наличием дистанции между преподавателем и учащимся. А электронное обучение позволило эту дистанцию преодолеть. Так что теперь ключевой вопрос заключается в качестве доступа учащихся к образовательным ресурсам. Это важно, чтобы не впасть в технологический кретинизм, когда все новации хороши.
Сегодня новации - это не Интернет, а мобильное обучение. И в этом смысле, конечно, уместно говорить о сочетании традиционного и онлайн-образования. Ключевым трендом стало формирование нового традиционного (т.е. созданного в Интернет-среде) образовательного контента, а также четкого понимания, что целью всех дальнейших инноваций является повышение качества обучения. Конечно, та же платформа Coursera и другие подобные инструменты облегчают доступ к образовательным ресурсам, но, по сути, эти ресурсы - не что иное, как электронная библиотека, а не учебный процесс. Между тем главная задача - это именно образовательный процесс, в котором будут и библиотечные ресурсы, и инструменты взаимодействия между преподавателями и учащимися, и механизмы оценки приобретаемых компетенций.