Борьба за "цивилизованные" остановочные пункты в Петербурге идет уже очень давно. Сначала в 1990-е годы город попросил бизнес о помощи, не имея денег на оборудование остановок. Затем к 300-летию Северной столицы владельцев ларьков заставили закупить "единообразные" павильоны, одобренные городским правительством, потом торговлю на остановках общественного транспорта и вовсе запретили. Смольный начал устанавливать легкие конструкции со стенками из стекла, которые с удовольствием громили вандалы. Стекло заменили на металлическую сетку - и это очень не понравилось горожанам.
- При ветре и от дождя сетки никак не защищают, - жалуется молодая мать Анна Серова. - Кроме того, лично мне неприятно на них смотреть, напоминает клетку для диких животных.
Зато установку подобного павильона глава комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Санкт-Петербурга Сергей Харлашкин оценил в гигантскую сумму - 5,7 миллиона рублей.
- Как правило, вдоль дорог идут коммуникации, которые нужно выносить, во многих местах стоят опоры освещения, - пояснил он. - Нужно также устройство заездного кармана и сама остановка.
Сейчас в дополнение к существующим шести тысячам остановочных пунктов городу необходимо оборудовать еще 561 остановку - именно столько содержится в адресном перечне КРТИ. Только в 2015 году жители Северной столицы попросили оборудовать более 200 новых остановок. Почти 150 объектов имеют высокую социальную значимость: позволят обеспечить транспортную доступность и обслуживание семи социальных домов, построенных для блокадников и ветеранов, семи школ, восьми больниц, а также организовать три новых и изменить три действующих маршрута для новых кварталов.
По оценкам КРТИ, для удовлетворения первоочередной потребности города необходимо 960 миллионов рублей - это те самые 146 остановок и еще около двух десятков в строящихся кварталах. Всего же на ликвидацию проблемы необходимо три года и 2,2 миллиарда рублей.
При этом, по данным производителя, цена конструкции со стеклянными стенами составляет от 110 до 180 тысяч рублей, доставка и монтаж на забивные сваи - еще 20 тысяч. Почему у Смольного процесс оборудования нового остановочного пункта в 30 раз превышает максимальную стоимость самой конструкции, чиновники не поясняют. Проблема заключается еще и в том, что, согласно действующим нормативам, устраивать новые остановочные пункты можно только в рамках работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту улично-дорожной сети. Сейчас готовится внесение изменений в законодательство с тем, чтобы остановки могли стать самостоятельным объектом строительства. Функции заказчика будет исполнять все тот же КРТИ.
Кстати
По данным комитета по благоустройству, в Петербурге участились кражи остановочных павильонов. В 2015 году похитили 15 конструкций, в этом году - уже восемь. По данным чиновников, на восстановление украденного потребуется почти семь миллионов рублей. Однако и в этом случае стоимость одного павильона превысит 300 тысяч рублей - намного больше цены производителей.