Уральские посредники в сфере услуг перебазируются в интернет

В мегаполисах уже никого не удивить сервисом онлайн-такси, теперь таким же способом можно заказать домработницу, плиточника-сантехника и даже учителя музыки. Подобные услуги, еще недавно бывшие жителям регионов в новинку, стремительно развиваются.

По сути, сайты-агрегаторы - это современные аналоги объявлений, но более гибкие, поскольку можно проверить, кто подал заявку, кто исполнил и почем. В первую очередь они привлекательны для тех, кто хочет сэкономить: заказ услуг, несмотря на наличие посредника, обходится дешевле, чем в фирмах, профессионально занимающихся клинингом, ремонтом, доставкой писем и т.п. Причем имеются как узкопрофильные порталы, так и действующие по принципу "любые задачи в одном окне".

Муж на час - это не про нас

- Только, пожалуйста, не называйте нас "мужем на час", - просит Артем Полонский, начальник отдела развития компании, реализующей проект в Екатеринбурге.

Идея создать нечто похожее на то, что есть в Москве, Лондоне или Нью-Йорке, у четверых друзей зрела давно, просто не знали, в какую обертку ее завернуть. Пока не познакомились с программистом, который работал несколько лет в США и видел, как такой бизнес организован там, а также стоял у истоков московского портала. Собрали два миллиона рублей и вложили их в стартап.

Мобильный поиск исполнителей в сфере услуг в столице Среднего Урала появился в сентябре 2015 года, на сегодня им воспользовались более 2000 человек. Правда, первые три месяца ушли на ломку стереотипов.

- Наши люди боятся всего нового, не знают, что почти все фирмы в сфере услуг работают по субподряду: набирают несколько бригад, накручивают 20 процентов на их прайсы и отправляют на заказы. Мы, по сути, делаем то же самое, но схема более честная: исполнитель платит комиссию, от 5 до 15 процентов. Чем дороже заявка, тем меньше процент. С заказчика не берем ничего, - поясняет Артем.

Грантов молодые предприниматели не просили, инвестиции привлекли за счет других видов бизнеса, которыми занимаются. К осени планируют выйти на точку безубыточности. Интересно, что в столице этот бизнес тоже начинался как стартап, инвесторов начали привлекать, когда поняли, что готовы к отчетам и согласованиям планов развития, рассказывает Денис Кутергин, один из учредителей сайта, действующего в Москве и Санкт-Петербурге.

ВИП-звонок

Их основная аудитория - люди от 25 до 35 лет, молодые семьи либо бизнес-леди, которые ищут мастеров для ремонта и отделки помещений, починки бытовой, аудио- и видеотехники. Встречаются и более оригинальные пожелания: научить играть на гитаре, помочь освоить испанский, погладить одежду холостяку. А вот курьеры, весьма популярные в Москве, в Екатеринбурге не в чести. Кому охота стаптывать ноги за 100 рублей, если 15 из них придется отдать посреднику?

Исполнители стараются, потому что не на кого кивать: "накосячишь" - клиенты понизят рейтинг

- Аудитория постоянно перемешивается. Кто был заказчиком, может стать исполнителем, и наоборот. Кроме того, введена система ВИП-аккаунтов: если участник платит ежемесячно фиксированную сумму, он сразу получает доступ к контактам клиентов. Для остальных исполнителей эта информация закрыта, пока их не назначат на задание, - рассказывает Артем Полонский. - Но мы не стремимся "привязать" людей, вполне отдаем себе отчет: если мастер понравился, его телефон запишут и в будущем свяжутся напрямую.

- При столь низкой маржинальности и стоимости услуг нужна огромная масса клиентов, чтобы что-то зарабатывать, - рассуждает Полонский. - Только один раз за полгода поступила заявка на 150 тысяч рублей, основная же масса по 500-700 рублей. В Москве в среднем оформляется 500 поручений в день, в Санкт-Петербурге - 100-150, у нас же - около 20. Но мы и не стремимся к уровню столицы. Если через год-два у нас будет 50 тысяч пользователей, наверное, это предел для Екатеринбурга.

Не прошли модерацию

Главная проблема, с которой сталкиваются посредники, - как гарантировать качество выполняемых работ и оплату?

- Начинали с личных собеседований и психологических тестов, но, когда исполнителей стало очень много, решили изменить систему верификации, - делится опытом Денис Кутергин. - Сегодня фрилансер при регистрации оставляет данные своей кредитки и контакты двух доверенных лиц. На втором этапе нужно пройти тест на знание основ работы и сервиса. Модерация жесткая: три отрицательных отзыва или жалобы от клиента - и профиль блокируется навсегда. Споры между заказчиками и исполнителями рассматриваются специалистами службы поддержки.

В Екатеринбурге контроль выстроен проще. Было бы больше инвестиций, усложнили бы отсев, признаются стартаперы, но пока приходится сотрудничать на доверии. Проблемных исполнителей видно сразу, они наводят тень на плетень, не называют цену. Тех, кто необоснованно демпингует, отсекли технически: их предложения заказчики просто не видят.

При этом надо понимать, что за срыв или некачественное выполнение поручения порталы не несут солидарной ответственности. Поэтому лучше для подстраховки попросить мастера привезти с собой шаблон договора.

- Уже более тысячи заданий через портал прошло - и ни одного негативного отклика. Сами удивляемся! Исполнители стараются, потому что не на кого кивать: "накосячишь" - клиенты понизят рейтинг. Работают не шабашники с улицы или неумелые гастарбайтеры, а молодые ребята с хорошим инструментом. Когда возникают спорные ситуации, мы возвращаем комиссию, - говорит Полонский. - Скандальных потребителей пока не попадалось, а вот среди исполнителей встречаются хитрецы. Договариваются, допустим, на три тысячи рублей, комиссию платят с этой суммы, по факту же берут пять. Культура бизнес-партнерства на Урале пока плохо развита.

У москвичей финансовый контроль выстроен иначе: заказчик зачисляет на свой счет на сайте сумму, равную стоимости задания плюс 10 процентов комиссии. Это гарантирует исполнителям оплату, а клиентам - возврат средств в случае недовольства результатом.

Направление - регионы

По данным исследования The 1099 Economy Workforce Report, мировой рынок p2p-сервисов (уникальных бесплатных) сегодня один из самых активно растущих. В кризис эта тенденция только усиливается, так как население стремится к экономии и монетизации свободного времени. Кроме того, многие хотят обезопасить себя дополнительным заработком. Третья группа фрилансеров - это люди, потерявшие в зарплате или попавшие под сокращение.

- По нашим прогнозам, в ближайшие годы количество предложений на рынке будет значительно превышать спрос. С одной стороны, это сдержит рост стоимости услуг, с другой - повысит качество, так как конкуренция среди исполнителей усилится. Агрегаторы помогут отрегулировать процессы, стандартизируют ценообразование и критерии качества, - полагает Денис Кутергин.

На его портале 56 процентов пользователей - москвичи, 25 - петербуржцы. Планы расширения географии обсуждаются. В первую очередь рассматриваются города-миллионники.

- Теоретически бизнес в сфере услуг в регионах - золотая жила. Здесь меньше конкуренция, а уровень сервиса ниже. Но при этом мала емкость рынка. В небольших городах люди не готовы тратить деньги на подобные услуги. Вырастить самодостаточное локальное агентство вполне реально, а вот крупный агрегатор - вряд ли, - резюмирует Кутергин.

Екатеринбургским стартаперам уже звонили из Магнитогорска и Челябинска, интересовались, можно ли приобрести франшизу. Но они пока не продают права.

- Все чувствуют, что это тренд. Через 5-10 лет сфера услуг, с нами или без нас, будет работать именно так. Вспомните, как мы ловили такси 10 лет назад: "голосовали" на улице. А сейчас море онлайн-приложений, - развивает мысль Артем Полонский. - Чисто технически провести экспансию в Челябинск, Пермь или Тюмень несложно. Другой вопрос, как там популяризировать продукт? В каждом регионе своя ментальность. Например, в Кургане я бы не стал запускать подобный проект.