Назначение Гройсмана было непростым, он трижды отказывался. Но в конце концов не только стал премьером, но и получил карт-бланш на год - Рада с четвертой попытки утвердила "программу правительства", а это значит, что в течение года она не может отправить кабинет в отставку.
Гройсман из Винницы, города, тесно связанного с Порошенко, там ряд предприятий принадлежит президенту (кстати и сын Порошенко - депутат Рады от Винницы). Гройсман - сын известного местного предпринимателя, сам занимался бизнесом, а в 2006-м (в 28 лет!) стал городским головой и оставался им до 2014-го. Считается одним из самых успешных мэров на Украине, говорят, много сделал для города. Вполне лояльно работал со всеми правительствами - в том числе, естественно, и когда президентом был Янукович. Ну а после "Революции Достоинства" его карьера ушла вертикально вверх - вице-премьер по вопросам региональной политики (в течение недели летом 2014-го был даже и.о. премьера - когда Яценюк "уходил в отставку"), потом спикер Рады (тоже, кстати, не синекура - часто просто рефери на ринге!), и вот - премьер.
Я подробно пишу о карьере Гройсмана, так как его опыт хозяйственника и администратора сейчас очень может пригодиться.
Разумеется, политика зависит не от характера или биографии того или иного политика, тем более премьер - все-таки должность подчиненная. Главное - объективное положение страны, баланс элит, настроения общества, международная ситуация.
Все так. Но как раз сейчас все эти планеты выстроились над Украиной так, что ей необходима перезагрузка. Нужен именно "мирный премьер", "премьер-хозяйственник", ну и, конечно же, премьер-реформатор.
И эта объективная необходимость совпала с совсем другим обстоятельством - как раз сейчас, в результате подковерных интриг и надковерных скандалов вынужден был уйти премьер Яценюк.
Яценюк был премьером для своего времени. Слом старой власти - Высокий пафос Майдана - 9 симфония - Война в Донбассе и т.д. Репертуар понятен - политический, "военно-антироссийский премьер".
Разумеется, все декларации Гройсмана - те же, что у Яценюка ("Мы никогда не признаем того, что часть нашей земли, которая была отрезана по живому, больше не принадлежит Украине"). Больше того - он начал с того, что создал министерство (и должность вице-премьера) "по делам оккупированных территорий и перемещенных лиц".
Эти жесты работают на парадигму, ритуал, базис, "скрепу" всей украинской политической элиты. Из этой системы аксиом никто из украинских политиков не может, не хочет, не будет выходить. Как, скажем, никто из российских политиков никогда не "откажется" от Крыма и не выйдет из парадигмы "суверенного противостояния" с США, НАТО.
Все так. Но скрепы скрепами, а сама ситуация Украины - совсем не та, что в 2014-м.
Энтузиазм людей - куда меньше, обстановка на Востоке - куда спокойней, экономическое положение - куда хуже, а отношения с ЕС - куда менее романтические. Вот в Нидерландах большинство участников референдума выступили против ассоциации Украины с ЕС. Неясно, какими станут практические последствия, но ясно, что не только еврообыватели, но и европейские политики устали от Украины. Они не откажут в политической поддержке, чтоб не потерять лицо, но без существенных перемен внутри Украины продвижения в деле экономической евроинтеграции не будет. И никакие ссылки на "российскую агрессию" не заменят ответа на простые вопросы: "так, а что у вас с реформами-то?". Спрятаться за "широкую спину агрессора" - не получится. Да что говорить - любые сами "бешеные" программы российского ТВ близко не сравнятся с тем, что говорит о ситуации на Украине и о "реформаторах" такой "фанат России", как Саакашвили. (Он, кстати, скромно назвал отставку Яценюка "первым результатом" своей "борьбы". Впрочем, в новом правительстве остался министр внутренних дел Аваков, с которым Саакашвили как-то раз едва не перешел от борьбы к боксу).
Объективно сегодня интересы Украины и России совпадают. Нет, речь вовсе не идет о "возвращении блудного сына" - это невозможно, и те российские политики, кто не устают об этом говорить, или обманываются сами или обманывают своих слушателей. Но вполне возможно другое.
Фиксация границы Украины и ДЛНР. Прекращение боевых действий. И окончательная мутация острого военного конфликта в длительный, бескровный, замороженный. Как в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии. Здесь у России и Украины наметилась точка согласия - предложение о вводе на эту границу Украины и Донбасса войск ОБСЕ. Не полная, но некоторая гарантия от новых боестолкновений.
Россия в случае замороженного конфликта увеличивает шансы на снятие санкций - ЕС явно ими тяготится. При этом ДЛНР сохраняется, российский престиж урона не несет.
Украина же, обеспечив относительный "мирный тыл", но не идя на политические реформы в Донбассе, к которым руководство страны явно никак не готово, получает шанс спокойно проводить свои реформы - экономические и административные. Если, конечно, эти реальные реформы нужны правящим элитам.
Маятник находится в такой точке, что может двинуться в сторону Мира. И может быть, смена премьера Украины - малый знак таких перемен?