Создатель в 80-е легендарной группы "Звуки Му" (редкого отечественного рок-состава, который приглашали в туры по США и Великобритании), а в веке нынешнем - уже и исполнитель главных ролей в фильмах "Остров" и "Царь"... Фигура яркая, противоречивая, сердобольная и яростная, неуступчивая одновременно...
Кто же он такой сегодня - Петр Мамонов?
Кажется, что и ради ответа на этот вопрос самому себе артист выбрал для концерта именно Московский театр Эстрады. Площадку, объединяющую самые разные жанры искусств. И даже заранее приехал в родную Москву (детство Мамонова как раз и прошло в том же дворе, что и у Владимира Высоцкого) из деревни под Вереей (где теперь живет), чтобы побеспокоиться о том, чтобы на сцене не было лишних декораций. Нынешнему Петру Мамонову они не нужны.
А его программа снова - прежде всего one man show, хотя уже при поддержке очередных новых музыкантов. Один из них играет даже на тромбоне. Инструмента, который прежде не звучал в программах Мамонова. Но Петр Николаевич, похоже, твердо уяснил для себя: 65 лет - как раз отличный повод для экспериментов. И поэтому, кажется, даже немного волновался за кулисами...
А в зале практически не было свободных мест. Среди зрителей оказались и рок-музыканты, тоже любящие эксперименты: Маша Макарова, Лева Би-2 и Шура Би-2... При этом, несмотря на юбилей, никого из звезд приглашать на сцену Мамонов не стал. Ни рокеров, ни друзей из мира кино, хотя некоторые очень хотели выйти и спеть или сказать ему что-то приятное. Но юбиляр решил не превращать свой концерт в череду поздравлений коллег и друзей (как обычно поступают другие). Да и вообще был немногословен. Скомканно говорил "спасибо" в паузах между номерами. Будто бы экономя время для того, чтобы попеть подольше.
Мамонов выходил на сцену с электрогитарой, которая и задавала тон и ритм всему выступлению. Появлялся и с акустической. А его новые музыканты четко подыгрывали мэтру, аккуратно оттеняя его песни-истории и не вылезая на первый план.
Нынешний этап творчества Петра Николаевича - это снова музыкальный минимализм. Монологи или наговоры под гитару. И если в ранних работах "Звуков Му" особая роль в шоу и привлечении внимания зала отдавалась экспрессии, эффектным позам и даже падениям с микрофоном, то теперь Мамонов был уже непривычно для многих сдержан. Главными для него стали не эпатаж, гротеск и ирония, а донесение информации, историй или поучительных притч, которые и составляют основное содержание его новых песен. В них нужно вслушиваться, боясь пропустить каждое слово.
Зал так и реагировал: слушал, сопереживал. Регулярно кричал: "Браво!" А еще думал, сомневался, верил и мятежно желал знать, что же дальше - например, в одной из самых сложных, неоднозначных и мудрых новых песен Мамонова - "Николай" (где отдаленно слышались и отголоски творчества его старшего соседа по двору - Владимира Семеновича Высоцкого). Звучала она почти семь минут, и только ближе к коде, к акустической гитаре добавились другие инструменты, окончательно превратившие философскую притчу в привольную и все равно оптимистичную композицию.
Еще одна такая история - "Весенний вечер": нынешнее песенное творчество Мамонова можно характеризовать уже, пожалуй, и как литературу под музыку. А вот "Стих" - это опять этнические наговоры под музыку, немного шаманские и загадочные... В финале были и "Гусли", во время которых Мамонов пытался освоить уже и этот инструмент, царапал его, бил микрофоном, болтал на шее, а потом нежно прижимал к себе и снова ощущал себя театральным актером.
Ну а когда выходил прощаться, поклонился в пояс и развел руки. Что-то закричал залу, опять поклонился. Хорошо, что на нашей сцене есть этот уникальный, думающий, сомневающийся в себе артист - от которого никогда не знаешь, чего ожидать. Хотя нет, все-таки знаешь: скучно и равнодушно на его выступлении точно не будет.