Предыдущий проект, одобренный Управлением делами президента РФ в октябре 2013 года, разрабатывало архитектурная мастерская Максима Атаянца. Примечательно, что работа Евгения Герасимова, который до этого создал концепцию жилой застройки той же территории - "Набережная Европы", тогда поддержки не нашло. Но вот теперь новый проект разработан именно Герасимовым.
Под нужды Верховного суда РФ, который планируется перевести в Петербург, отдан участок на Петроградской стороне прямо у Биржевого моста, он освободился после переезда Российского научного центра "Прикладная химия"(ГИПХ).
- При сносе ГИПХа открылся вид на Князь-Владимирский собор, который мы намерены сохранить, - заявил Герасимов, представляя эскизный проект Совету по сохранению культурного наследия Санкт-Петербурга. - Застройку предлагаем сосредоточить в левой части участка, а Театр балета Бориса Эйфмана разместить вдоль проспекта Добролюбова. Это позволит объединить новое городское пространство с ансамблем Стрелки Васильевского острова.
Из девяти гектаров участка под застройку четыре - ближе к мосту - будут отданы под новый парк. Специалисты считают, что он должен представлять собой тип партерного сада, чтобы сплошное озеленение не заслоняло вид на собор и лицевую часть здания Верховного суда РФ. Парадный фасад, кстати, решен в нескольких вариантах - более торжественный с портиком, менее - с пилястрами и стеклом, но поиск окончательного решения еще продолжается.
- Стилистическое решение ориентировано на сталинскую архитектуру, которая соперничает с архитектурой Стрелки, - отметил член Советов по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга и Министерстве культуры РФ Михаил Мильчик. - А поскольку это здание суда, это и политическая декларация, и это меня смущает.
За зданием суда вдоль набережной будет располагаться жилой комплекс для судей на 600 квартир, фасады которого предлагается сделать разноэтажными и покрасить в разные цвета - имитация характерной для Петербурга плотной жилой застройки. Набережная при этом станет пешеходной и общедоступной, а на первых этажах разместятся магазины и рестораны. В глубине территории будет располагаться служебное здание судебного департамента. Его Герасимов спроектировал в виде каре, чтобы все кабинеты имели окна наружу, а центральная часть будет представлять собой атриум под стеклянной крышей, в нем разместится музей судебного дела и зона отдыха для сотрудников.
Театр балета Бориса Эйфмана, который тоже будет построен на этом участке, спроектировал другой архитектор - Сергей Чобан. По его словам, сам хореограф уже предложил посвятить парк перед театром истории и звездам российского балета. Само здание имеет довольно внушительные размеры - 120 на 370 метров, а стеклянный купол сцены потребует отклонения от предельно допустимых параметров высоты для этой территории - 35 метров вместо 28.
- Здание будет иметь три входа, зал на 1200 мест, малый зал на 300 мест и отдельный парадный вход для особо почетных гостей, - рассказал Чобан. - Театр разделен на концертную и рабочую зону (она, кстати, меньше по высоте), включает в себя артистические уборные и пять репетиционных залов.
Рецензент проекта Сергей Семенцов отметил, что концепция Герасимова - Чобана полностью вписывается в программу формирования крупного многофункционального общественно-государственного пространства, примыкающего к историческому комплексу Северной столицы. Проект проработан таким образом, что не испортит "открыточные виды" Петербурга, при этом перевод части столичных функций на берега Невы повысит статус города.
Что касается прежней концепции Максима Атаянца, то она "выполнила свою задачу", как заявил начальник Главного управления капитального строительства Управления делами президента РФ Олег Перлин. Место проекта - теперь только в архиве
- На его основе был сделан финансовый и технический аудит проекта, - рассказал он. - К концепции был целый ряд претензий: отсутствие зеленых зон, вид на собор был закрыт, а кроме того, жилье для судей надо было строить на другой территории, но подходящих участков для строительства не нашлось.