Художественный руководитель театра COLLEGIUM MUSICUM OPERA Марис Купчс поставил эту оперу Генделя в обработке Моцарта, что само по себе необычно. А кроме того, коллектив, специализирующийся на аутентичном исполнении музыки барокко, привлек для оформления спектакля удивительных партнеров - художников-костюмеров Рундальского дворца (Латвия). Искусствовед Елена Форст и ее мастерицы выполняют аутентичные костюмы времен герцога Курляндского Бирона, используя в качестве образцов живописные портреты современников герцога. Эти костюмы являются экспонатами музея в Рундале, которые посетителям выдаются напрокат, например, для фотосессии в барочных интерьерах дворца, выполненного самим Растрелли.
Использовать эти костюмы, сшитые вручную из шелка, бархата и других натуральных тканей, в театральной постановке - шаг рисковый. Ведь каждый из них - сам по себе настоящее произведение искусства, музейный экспонат. Тем не менее, музыканты и музейщики сумели договориться. Результатом чего стал спектакль, остроумно и изящно продемонстрировавший зрителям погружение в историю.
"Ацис и Галатея" поставлен режиссером Лаурой Гроза-Кибере и дирижером Марисом Купчсом как "игра в реконструкцию". Некие молодые люди (возможно, школьный класс) прибывают на экскурсию в Рундальский дворец, со смехом и шутками переодеваются в старинные наряды придворных дам и кавалеров XVIII века. Это переодевание, происходящее на фоне увертюры, позволяет рассмотреть все подробности устройства костюмов - уже любопытное зрелище. А дальше начинается незамысловатый сюжет пасторальной оперы: юноша Ацис влюбляется в нимфу Галатею, однако страшный великан Полифем (возможно, школьный учитель), также неравнодушный к юной нимфетке, убивает его. Галатея превращает кровь Ациса в журчащий ручей.
Главные украшения постановки - во-первых, барочная музыка, исполняемая на аутентичных инструментах (театр привез на фестиваль даже музейный клавесин, а также лютню, скрипки и старинные траверсные флейты). Во-вторых, прелестные юные голоса (в спектакле задействованы студенты Мариса Купчса из Латвийской музыкальной академии и хора COLLEGIUM MUSICUM OPERA). В-третьих, костюмы, воссоздающие эпоху.
Стоит отметить, что организаторы планировали привлечь к новорожденному фестивалю постановки барочных камерных опер из Италии, Франции, Германии, однако в силу разных причин это не удалось. Хотя в будущем, как заявил директор театра "Санктъ-Петербургъ опера" Евгений Малыгин, эти планы будут осуществлены. Ведь Международный фестиваль камерных опер в Петербурге намерены сделать традиционным.
И все же для первого раза афиша фестиваля составлена необычно и предельно широко. В нее включена, например, опера Хиндемита "Долгий рождественский ужин", которую покажет Таллиннский театр ESTONIAN NATIONAL OPERA. Музыка ХХ века будет представлена также операми "Мавра" Стравинского и "Блудный сын" Бриттена (оба - Московский государственный академический театр имени Покровского). А музыку барокко публика услышит в опере "Пирам и Фисба" (Московский музыкальный театр "Геликон-опера"). Написанная композитором Джоном Лэпмом в XVIII веке как пародия на успешные оперы Генделя, она станет очередной "игрой в историю.
Завершит программу 8 мая "Евгений Онегин" - спектакль-долгожитель "Санктъ-Петербургъ опера".