Сейчас идет время петербургской гастрольной страницы - с 29 апреля до 7 мая в Ульяновске и Димитровграде гостит Александринский театр со спектаклями "Женитьба", "Записки нервного капельдинера", "Охота жить" и "Укрощение строптивой". Далее московский Театр "Et cetera" отправится в Киров, "Школа современной пьесы" - на Камчатку, БДТ им. Товстоногова - в Карелию, и петербургская "Мастерская" Григория Козлова - в Иркутск и Улан-Удэ.
О механизме "Больших гастролей" "РГ" рассказывает руководитель Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Антон Прохоров.
- Основная задача программы, судя по афише, - транспортировать театральные достижения двух культурных столиц - Москвы и Петербурга - в дальние уголки нашей страны. Но если московские и питерские театры все на виду и понятно, кого отправлять и на кого какой спрос, то с регионами, конечно, интрига все время сохраняется. Как вы отбираете - куда кто поедет?
Антон Прохоров: На гастроли едут крупные театры Москвы и Санкт-Петербурга, в основном это театры федерального подчинения. То есть такие, как Художественный театр имени Чехова, Малый театр, Театр Вахтангова, Александринка, БДТ… Более 200 показов состоятся в 48 субъектах РФ от Дальнего Востока до Калининграда, от русского Севера до Республики Крым и городов Северного Кавказа. И главная задача в рамках этого направления - охватить дотационные или удаленные регионы, то есть те, которые в силу своего положения практически лишены возможности смотреть спектакли действительно лучших ведущих театральных коллективов России. Хабаровск, Владивосток, Магадан - это те города, сотрудничество с которыми является нашим магистральным направлением.
Еще мы стараемся уделять большое внимание детскому репертуару, потому что коммерчески это совсем не выгодно, и сами театры детский репертуар практически не вывозят на гастроли. Ни антрепризы, ни стационарные театры, которые куда-то ездят. Тем паче, что и у самих театров довольно ограничен круг городов, куда они ездят с коммерческими гастролями. Понятно, что в Новосибирске, в Екатеринбурге, в Воронеже в этом плане все довольно неплохо - есть коммерческие прокатчики, есть определенный сегмент платежеспособной публики, и на коммерческой основе туда возможно повезти спектакль. Но мы говорим об удаленных регионах или регионах, где нет достаточного количества зрителей, готовых заплатить по коммерческой стоимости за билет. И получается, что туда никто и не ездит. Наша задача в рамках программы - восстановить равновесие.
- Вы сами проводите мониторинг - кто где больше нужен?
Антон Прохоров: Мы и сами изучаем спрос по регионам, и нам помогает Министерство культуры РФ. С администрацией президента сотрудничаем - есть поручение президента по определенным направлениям, мы это тоже учитываем в нашей работе, так и складывается карта регионов на каждый год.
- Большая часть показов приходится на полугодие с середины апреля до конца октября - самое "золотое" гастрольное время.
Антон Прохоров: Крупным театрам выгоднее выезжать в этот период, поскольку с ноября по март у них, как правило, активный сезон, - много премьер, много спектаклей. А летом выезжать проще. Но кто-то едет и в апреле, кто-то в октябре. Мы стараемся немного раздвинуть летние рамки, чтобы все не скапливалось только на май - июнь или на август-сентябрь. В прошлом году в программе участвовал 21 театр, в этом году на гастроли поедет 26 коллективов. Значительно увеличивать число участников невозможно хотя бы потому, что у нас и количество федеральных театров ограничено - их всего 20.
Мы пока не можем подступиться к гастролям Большого театра, поскольку, в первую очередь, это колоссальные финансовые затраты. Но к федеральным театрам мы добавляем и ведущие театры Москвы и Санкт-Петербурга, хорошо себя зарекомендовавшие. Например, уже третий год с нашей гастрольной программой сотрудничает "Мастерская" Григория Козлова из Санкт-Петербурга, - один из лучших театров и активно развивающийся, внесший живительный глоток в театральную картину города. И регионы очень активно на это отзываются, несмотря на то, что каких-то звезд, которые бы мелькали каждый день на экране телевизора, в составе труппы нет. Но гастроли "Мастерской" Григория Козлова всегда проходят очень хорошо, они пользуются большой популярностью.
- О финансировании программы этого года говорить преждевременно, она только началась, но можно озвучить сумму прошлого года - сколько было выделено средств?
Антон Прохоров: В 2015 году на "Большие гастроли" выделили 169 миллионов рублей.
- Вся финансовая нагрузка идет через вас, или вам удается подключать и местных спонсоров? Такая деятельность ведется?
Антон Прохоров: Понятно, что условия сейчас для этого не самые благоприятные. Но это настоятельное требование, в том числе и Министерства культуры, чтобы все гастрольные проекты реализовывались на условиях софинансирования. Поэтому привлекаются средства и местных бюджетов, если регион готов в этом участвовать и вкладывать какие-то деньги. В этом году мы попробовали частично привлечь доходы с продажи билетов. Уже по факту реализации программы первого года стало понятно: когда искусственно сдерживалась цена билета на гастрольные спектакли, это приводило к тому, что очень многие билеты попадали к спекулянтам и не доходили до непосредственно потребителя, до зрителя, на которого это все было ориентировано. Поэтому в этом году мы осторожно, но разрешили театрам немного эту цену повысить. И разницу пустить на частичное покрытие расходов.
- А кто-нибудь, хоть один театр вышел в плюс при гастролях?
Антон Прохоров: Да, многие театры, и это не единичный случай. Особенно, если гастроли готовятся коллективно, и в этом принимают участие и местное министерство, и местный театр.
- Гостиницы, билеты - это ваша головная боль, или этим занимаются гастрольные отделы театров?
Антон Прохоров: Это совместная работа и театров, и сотрудников нашего центра. Естественно, все технические моменты прорабатываются в тройном союзе: принимающий театр, театр выезжающий и центр поддержки гастрольной деятельности. Потому что все равно технические специалисты всегда лучше найдут общий язык напрямую, когда нужно понять, встает тот или иной спектакль по ширине портала, по глубине сцены. Но не скажу, что без третьего лица, потому что мы это тоже контролируем - все процессы, все этапы переговоров проходят при нашем участии.
Мы, естественно, понимаем, кто везет, что везет, куда и почему именно эти спектакли, почему нельзя включить в гастрольную афишу другие спектакли. И вместе с театром мы обсуждаем, они нам подают информацию по количеству машин, которое им нужно, по количеству людей, мы это все обрабатываем, просчитываем вместе с театром, "осмечиваем", проводим эти сметы через Минкультуры и дальше на базе этих смет и происходит реализация программы. Уровень подготовки выезжающих театров очень разный.
Есть театры, с которыми в этом плане работать очень комфортно: у них готовы райдеры, есть точное понимание, с каким спектаклем сколько народу выезжает, как это все можно оптимизировать. Ведь когда на гастроли везут 5-7 названий спектаклей, то по 120 человек - 140 человек выезжают с театром, и здесь возможность сократить 5-10 человек технического персонала, без потери качества спектакля, - это уже серьезное подспорье. Особенно когда мы говорим о дальних выездах, где стоимость авиабилета исчисляется десятками тысяч рублей. Все это тоже приходится отрабатывать.
- Вы руководите процессом из Москвы или выезжаете на места?
Антон Прохоров: Каждый гастрольный проект обязательно сопровождается сотрудником центра. Помимо решения организационных задач, мы также едем смотреть, как это все проходит, как спектакли принимает публика, как организован прием, потому что обязательным условием является, что оплата гостиницы для размещения коллектива должна проводиться за счет принимающей стороны. В разных городах это происходит по-разному: где-то и спонсорские деньги находятся, где-то помогает местное министерство культуры, потому что они тоже понимают, что это знаковое событие для региона. Где-то это частично покрывается с продажи билетов, - но здесь тоже надо понимать, как работает тот или иной регион по этому направлению.
- Центр отчитывается перед Министерством культуры РФ. В каких единицах показателей успешности - количестве зрителей, длине очередей за билетами?
Антон Прохоров: Критерии эффективности нашей работы, которые были установлены, - это количество охваченных регионов, количество театров, которые выезжают в рамках программы, и количество показов, которые проходят. И еще один критерий - это стоимость за единицу показа, за один спектакль. Чем этот критерий меньше, тем лучше. Чем меньше федеральных денег мы затрачиваем и больше вкладывают регионы ли, театры ли, коммерческие или какие-то партнеры, тем больше министерство в этом заинтересовано.
- Контракт с вами продлен еще на три года. То есть, как минимум, еще три года программа будет жить.
Антон Прохоров: Мы надеемся, что она будет жить и дольше.
Визитная карточка
Федеральный центр поддержки гастрольной деятельности учрежден Министерством культуры РФ в 2014 для реализации полномасштабных гастролей российских театров. С января 2015 года его возглавляет Антон Прохоров, ранее работавший заместителем директора Вахтанговского театра. В рамках программы также проводятся мастер-классы ведущих актеров и режиссеров, семинары по театральному менеджменту директоров ведущих театров страны, спецсеминары театральных журналистов "Культурная журналистика" и лаборатории "Театральная педагогика" с преподавателями общеобразовательных школ и школ искусств.
География "Больших гастролей 2016"
12-22 мая Театр кукол им. С. Образцова на сцене театров "Югра-классик" (Ханты-Мансийск), "Волшебной лампы" (Нефтюганск) и Сургутской филармонии;
19-25 мая Театр "Et cetera" на сцене Кировского театра драмы им. С. Кирова;
19-24 мая Театр "Школа современной пьесы" на сцене Камчатского театра драмы и комедии;
19-24 мая БДТ им. Г. Товстоногова на сцене Национального тетра Карелии и Музыкального театра Карелии;
19-20 мая Большой театр кукол на сцене Тверского театра кукол;
22-23 мая - Вышневолоцкого театра драмы;
25-27 мая - Новгородского театра драмы им. Ф. Достоевского;
29-31 мая - Псковского театра им. А. Пушкина;
25-29 мая Театр "Мастерская" на сцене Иркутского театра им. Н. Охлопкова;
1-5 июня на сцене Русского драматического театра (Улан-Удэ);
19-20 мая Ярославский театр им. Ф. Волкова - на сцене Махачкалинского русского театра;
23-24 мая - Владикавказского русского театра;
26-27 мая - Черкесского русского театра;
28-30 мая - Ставропольского русского театра;
2-8 июня Московский ТЮЗ на сцене Оренбургского государственного областного драмтеатра им. М. Горького;
9-10 июня на сцене Орского театра им. Пушкина;
6-10 июня Театр им. Ермоловой на сцене Челябинского тетра им. Н. Орлова;
7-10 июня Малый театр на сцене Липецкого театра драмы им. Л.Н. Толстого;
11-17 июня Губернский театр на сцене Калининградского областного театра;
13 июня - на сцене Тильзит-театра (Советск);
17 июня - "Янтарь-холл" (Светлогорск);
17-18 июня Московский театр п/р Олега Табакова на сцене Каменск-Уральского театра драмы;
22 -23 июня на сцене Нижнетагильского театра драмы;
20-25 июня Театр "На Малой Бронной" на сцене Нижегородского театра им. М. Горького;
30 июня- 1 июля Театр им. Маяковского на сцене Хабаровского театра драмы;
22-25 июня МХТ им. А. Чехова на сцене Курского театра драмы;
2-6 июля РАМТ на сцене Международного центра театрального искусства "Золотой ключик";
Конец июля Мариинский театр - на сцене Вологодского кремля, на сцене Кирилло-Белозерского музея заповедника (Кириллов), на сцене Усадьбы Галльских;
2 - 9 августа Театр им. Вахтангова на сцене Уфимского русского театра;
4-9 августа - на сцене Уфимского театра "Нур";
10-13 августа Театр-фестиваль "Балтийский дом" на сцене Томского театра драмы;
2-6 сентября РАМТ на сцене Хабаровского театра драмы и комедии;
2-4 сентября на сцене Биробиджанского Дворца культуры;
9-11 сентября на сцене Комсомольского-на-Амуре театра драмы;
25 августа - 4 сентября Театр им. Ф. Волкова на сцене Магаданского музыкально-драматического театра;
31 августа - 5 сентября Театр "Новая опера" на сцене Астраханского театра оперы и балета;
9-11 сентября Театр имени Вл. Маяковского на сцене Мурманского Дворца культуры имени С. Кирова;
12-26 сентября Пушкинский театральный центр на сцене научно-культурного центра музея-заповедника "Михайловское";
15 сентября Театр имени Н. Сац на сцене Котовского Дворца культуры;
16 сентября на сцене Уваровского Дворца культуры "Дружба";
17-18 сентября на сцене "Тамбовтеатр";
15-20 сентября Центр оперного пения Г. Вишневской в Сочи;
23-24 сентября МХТ имени А. Чехова в Белгороде;
10-19 Сентябрь - Театр им. Пушкина в Чебоксарах, Йошкар-Оле;
18-21 октября - Малый театр на сцене Симферопольского музыкального театра;
21 октября - на сцене Ялтинского театра им. А.П. Чехова;
23-26 октября - на сцене Севастопольского театра им. Луначарского.