Блокбастер "Первый мститель: Противостояние" вышел в прокат

В 1991 году в стране Закавии, использующей в качестве государственных символов пятиконечную звезду и красный флаг, создали идеальную машину для убийства - полукиборга-получеловека, который был отправлен на территорию вражеских США, чтобы совершить первое кровавое преступление.

В наши дни следы преступника обнаруживаются в одной из африканских стран. Там команда Мстителей - Капитан Америка, Черная вдова, Вижн и Алая ведьма - в рамках операции по окончательной победе добра над злом от души громят половину мегаполиса. Вмешательство Мстителей еще больше запутывает ситуацию, и возмущенное мировое сообщество принуждает супергероев к серьезному самоограничению - отныне они не могут действовать без мандата ООН. Неформальный глава Мстителей - Тони Старк (он же Железный Человек) - принимает правила игры и убеждает остальных смириться с новой реальностью. Однако часть Мстителей во главе с Капитаном Америкой решают наплевать на ограничения и продолжать творить все что хотят в любом уголке земного шара. Конфликт между двумя группировками супергероев оказывается неизбежным.

Удивительный момент - после того, как на экраны вышел блокбастер Зака Снайдера "Бэтмен против Супермена", в котором хорошее сражалось с лучшим, студия Marvel в содружестве с Disney выпускает фильм о людях в латексных костюмах ровно с той же самой сюжетной коллизией. И там и тут речь идет о необходимости контролировать силу супергероев, которые в погоне за благими целями могут наненароком устроить апокалипсис. И там и тут положительных героев стравливает мелкокалиберный злодей, преследующий идиотские цели. Интересна, впрочем, разница - она показательна. Первое отличие - стилистическое - предсказуемо. Комиксы про Бэтмена принято делать на сложных щах, воссоздавая атмосферу мрачного нуара, тогда как настрой Мстителей более жизнерадостный и легковесный. Хотя "Противостояние" как раз несколько отходит от схемы постмодернистского балагана и начинает задаваться более серьезными вопросами. Но если картина Снайдера, сталкивая двух людей в латексных костюмах, пытается витать в философских высях и рассуждать о вопросах божественной природы, то конфликт Мстителей имеет более приземленную природу.

Неслучайно титульным героем здесь является Капитан Америка - его имя вынесено в название картины (Первый мститель - это именно он), хотя по факту перед нами именно "Мстители-3". "Противостояние" - это фильм о современных фрустрациях Америки, которая осознала свое мировое превосходство, несколько раз использовала его с формально благородными целями, но добилась удручающих результатов. Это первый блокбастер, который делает слепок массового сознания американцев, наблюдающих за тем, как их страна, не желая никого слушать, упорно вмешивается в очередной конфликт, который после этого лишь разгорается с новой силой. И две группировки, на которые распадается команда Мстителей, - это две точки зрения на то, как жить дальше, когда против твоего лома приема нет ни у кого. Сказать, за кем останется победа в этом конфликте, создатели картины совсем уж в лоб отказываются. Однако патриотический настрой тут ожидаемо преобладает - право на применение силы во имя добра преподнесено как результат общественного консенсуса.

Так подробно останавливаться на общественно-политическом месседже приходится не только из-за того, что он интересен сам по себе. Просто все остальное в "Первом мстителе" детального анализа не заслуживает. Сценарий, как и в предыдущих двух частях "Мстителей", зияет дырами, в диалоги лучше не вслушиваться, к нескончаемому изнасилованию громким звуком - приготовиться. Тут есть отлично поставленный экшн - мегаломания Marvel конгениальна недюжинным талантам технических специалистов, работавших над фильмом. И в этом грохочущем мире судьбоносных схваток с применением суперсилы есть даже место человечности. За нее отвечает новый член команды Мстителей - Человек-Паук. Очередной перезапуск кинокомикса про укушенного радиоактивным пауком подростка происходит именно в рамках "Противостояния". Человек-Паук в отличие от двух предыдущих киношных инкарнаций действительно похож на совсем зеленого наивного тинейджера. Этот персонаж, с одной стороны, вполне может считаться главной удачей этой картины, пока остальные дяденьки и тетеньки в латексе, истязая друг друга, решают вопросы мироустройства, он единственный рассматривает происходящее как невероятно увлекательное приключение. С другой стороны, именно за Человека-Паука применительно к вселенной Marvel боязно больше всего. Как пить дать, многочисленными глупыми продолжениями испортят симпатичного персонажа - Железный Человек не даст соврать.