Первое. Предупредительные картинки и надписи теперь будут размещаться с двух сторон пачки. Причем установлено, что размер "страшной картинки" должен быть не менее 50 процентов площади основных сторон пачки. Содержание картинок - это изображение органов человека, поврежденных болезнью, вызванной курением, и подпись, объясняющая, что есть на картинке.
Второе. Производителям табачной продукции запретят размещать вкладыши, которые, как правило, носят рекламный характер, а также побуждают покупать больше сигарет, поскольку предлагают своим потребителям принять участие в неких розыгрышах и выиграть призы.
Третье. На упаковках нельзя будет писать информацию, способную ввести покупателей в заблуждение. Речь идет о таких словах, как "легкие", "очень легкие", "мягкие", "экстра", "ультратонкие" и так далее.
Дело в том, что исследования, проведенные в США и других странах, доказали: люди, курящие "ультралегкие" сигареты, заболевают точно так же, как и те, кто дымит обычными, болезни у них протекают одинаково, так что никаких "поблажек" для здоровья нет. При этом упоминание на пачке о "легкости" создает у человека впечатление, что такие сигареты менее опасные для здоровья.
По этой же причине с вступлением в силу техрегламента на сигаретах будет запрещено указывать количество никотина, смол, моноксида углерода. На одной пачке написано, что содержание смол 5 мг на сигарету, на другой - 7. И у потребителя опять создается ложное впечатление, что одни безопаснее других, но это совсем не так, утверждает Виктор Зыков. Это различие не дает никакого преимущества и не помогает избежать рисков для здоровья. В странах Евросоюза и США упоминание о легкости или количестве смол запрещено уже много лет.
Четвертое. На каждой пачке сигарет сбоку будет написано: "Содержит системные яды, канцерогенные и мутагенные вещества". Величина этой надписи должна быть не менее 17 процентов боковой поверхности пачки.
Пятое. На упаковках будет запрещено размещать информацию, которая вызывала бы у людей устойчивую ассоциацию табачной продукции с продуктами питания или лекарствами и полезными веществами. То есть на пачках сигарет больше нельзя будет рисовать клубнички, вишенки и прочие вкусности, а также цветочки и листики, которые, например, могут вызвать ассоциацию с ромашковым чаем или каким-то травяным бальзамом. Исключение в этом случае делается только для ментола.
Впрочем, это все не значит, что с 15 мая мы увидим повсеместно пачки сигарет нового дизайна. На самом деле Евразийская экономическая комиссия предусмотрела переходные периоды для табачных производителей. Вся их продукция должна быть задекларирована. И если эта декларация получена до 15 мая, то они могут продавать сигареты, оформленные по старым правилам, до тех пор, пока не истечет срок ее действия, но не дольше, чем до 15 ноября 2017 года. Это та дата, с которой нельзя будет производить вредный товар, упакованный без учета новых требований.
Но если такая продукция будет все-таки просачиваться в торговлю, то, во-первых, она будет отслеживаться Роспотребнадзором и изыматься из оборота.
А во-вторых, штрафоваться за это будут всех участники цепочки - и производители, и продавцы. Штраф для юридических лиц предусмотрен от 100 тысяч до 300 тысяч рублей.