Сегодня в КоАП уже есть статья, наказывающая за обман потребителей. Под нее попадают в том числе те продавцы, кто обмерил, обвесил или как-то еще обманул покупателя. Ведь продавцами должны работать только люди кристальной честности. Разве нет?
Если покупателю не повезло, и он нарвался на продавца, превращающего полкилограмма картошки в целый килограмм (где от килограмма только цена), то можно смело жаловаться в Роспотребнадзор. Он разберется и накажет.
По данным Судебного департамента при Верховном суде России, за год по этой статье было рассмотрено 81 такое дело. В итоге наказано 55 лиц, из них 13 - юридических.
Но это не значит, что статья редкая. Просто в суд идут тогда, когда недовольны решением Роспотребнадзора. Например, недавно в Самарской области некий гражданин пожаловался в суд, что Роспотребнадзор не наказал кассира расчетного центра, который недодал сдачи при уплате коммунальных платежей.
Чиновники сочли нарушение малозначительным. Ведь сдача была - копейки. Суд первой инстанции и вовсе закрыл дело за отсутствием состава правонарушения. Но вторая инстанция удовлетворила жалобу гражданина. Она признала, что нарушение налицо, и направила дело на новое рассмотрение.
Нынешний законопроект вводит градацию при наказании за обвес и обсчет. Если человек купил товара на сумму от 1 тысячи до 250 тысяч рублей, и его обсчитали, то это будет считаться обманом в значительном размере.
Важный момент: шкала ориентирована на цену товара, а не размер обмана. Допустим, человек отоварился на две тысячи рублей, а ему недодали сдачи на десятку, все равно это будет обсчет в значительном размере. Тогда продавцу, согласно проекту, грозит штраф от 5 до 10 тысяч рублей.
Крупный размер - от 250 тысяч до 500 тысяч рублей. Штраф за обвес или обсчет предполагается от 10 до 30 тысяч рублей. Особо крупный размер покупки начинается от 500 тысяч, и здесь нечестность продавцу может обойтись от 30 до 50 тысяч рублей.
Инициатива обязывает также честно рассказывать о качестве товара. Машина почти сгнила и вот-вот развалится? Ткань полиняет после первого же дождя? В колбасе мало мяса и много чего такого, что лучше не есть? Придется сказать эту горькую правду, иначе - штраф.
За введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара предусматривается штраф от 3 до 5 тысяч рублей. Причем ответственность грозит и продавцам, и производителям. Нельзя приписывать своей продукции лишнего.
Для должностных лиц, расписывающих свой товар в цветах и красках, предусматривается штраф от 12 до 20 тысяч рублей. При условии что в красках ложь. На юридических лиц, приписавших своей продукции лишних достоинств, предлагается штраф от 100 тысяч до 500 тысяч рублей.
Кроме того, законопроект прописывает новую редакцию статьи 14.8 КоАП "Нарушение иных правил потребителей". Нарушением, в частности, становится включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей.
Теперь, если, скажем, в банке или страховой компании предложат договор на грабительских условиях, этот документ можно будет смело отнести в Роспотребнадзор. Если, конечно, инициатива пройдет. В банках любят говорить клиентам о том, что у них жесткие формы договоров, и ни слова поменять нельзя. Теперь пусть объяснят это Роспотребнадзору.
Примечательно, что сейчас банковские клерки подчас отказываются менять даже откровенно нелепые пункты договоров, ссылаясь на то, что таких прав у них нет. Мол, бумаги разработали банковские юристы, и ни прибавить, ни убавить. Но банковские юристы небезгрешны, это неплохо бы учитывать в банковской практике.
Отдельный пункт предлагает наказание за непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом. Для должностных лиц, решивших закрыть глаза на льготы человека, предлагается штраф от 500 до 1 тысячи рублей.
Юридические же лица за такое невнимание поплатятся штрафом от 5 до 10 тысяч рублей.