Москвичка, подавшая в суд на постное меню, отозвала свой иск

11 мая в Москве Пресненский районный суд должен был рассматривать иск жительницы столицы Ангелины Еньшиной к трем ресторанам, находящимся поблизости от офиса, где она работает.

Поводом для жалобы стало наличие в них постного меню. Истица посчитала, что навязывание ей такого меню есть скрытое навязывание веры и требовала от ответчиков 6 миллионов рублей. Как стало известно, Ангелина отозвала иск из суда. Объяснив, что ей удалось привлечь внимание к проблеме, и одно это ее устраивает. От судебного же разбирательства, требующего "денег, времени и нервов", она решила отказаться.

Предлагайся постное меню в отсутствие спроса на него и лишай оно посетителя выбора (только постное и больше ничего!) - иск бы сразу обрел черты "серьезного" судебного дела. Но спрос на постное меню уже десятилетие держится высоким, и на свободу выбора никто никогда не посягал: постное меню - всего лишь сопровождение основного.

Поэтому эксперты с самого начала предполагали, что истице трудно будет доказывать, что ее права как атеиста нарушены. "Чрезвычайно сложно будет доказать, что постное меню связано с религиозными убеждениями работников и руководителей упомянутых ею кафе и ресторанов, и тем более с навязыванием ими этих религиозных убеждений", - прокомментировала ситуацию для РГ руководитель юридической службы Московской Патриархии игуменья Ксения Чернега, напомнив, что постное меню может быть предназначено и диабетикам, и тем, кто находится на диете, и тем, кто по каким-то причинам не ест мясное или молочное.

- Я думаю, что отзыв иска, последовавший непосредственно перед началом судебного процесса, является весьма показательным, - сказал РГ руководитель информационно-аналитического управления Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе. - С самого начала было понятно, что данное судебное разбирательство для истицы не имеет никаких перспектив. Потому что увидеть в факте предложения постного меню оскорбление чьих-либо чувств и угрозу атеистическому мировоззрению крайне сложно. Еще сложнее это было бы доказать в рамках судебного производства.

Религиозно обоснованные традиции сейчас поддерживаются многими судами. В частности, Вахтанг Кипшидзе напомнил, что несколько лет назад в Европейском суде по правам человека рассматривалось дело "Лаутси против Италии". Истица считала, что размещение креста в государственных школах Италии нарушает ее права как неверующего человека. Но в итоге и Итальянский суд, и Европейский суд по правам человека, известный своим либеральным прочтением свобод, подтвердили право итальянских государственных школ размещать религиозные символы, посчитав, что это не нарушает ничьих прав и не оскорбляет религиозные убеждения атеистов и нехристиан.

-История с постным меню куда проще: учреждения общественного питания просто реагируют на спрос, - подчеркивает Вахтанг Кипшидзе.

Бывшая же истица, по его мнению, "апеллировала какими-то своими представлениями о необходимости зачистки публичного пространства от любых упоминаний религии". Но это не находит никакого основания не только в нормах российского законодательства, но и в международном праве.

- Если этот иск был "искренним", и человек не занимался всего лишь созданием некого собственного медиа-образа, - отмечает Вахтанг Кипшидзе, - то, я думаю, нашелся кто-то, кто подсказал ей: судебные издержки, которые придется понести, совершенно точно будут возложены на истицу. И она отказалась от иска.

Сегодня часто представления о правах и свободах человека, популяризируемые в публичном пространстве, не подвергаются необходимой критике, считает комментатор.

- И некоторым людям начинает казаться, что весь окружающий их мир должен выстраиваться согласно тому, что они считают для себя наиболее удобным, - говорит Вахтанг Кипшидзе. - Не хочу видеть постное меню - его должны убрать. Но такие представления не имеют ничего общего с правовой реальностью.

мнение

Максим Сырников, ресторатор, основатель фонда сохранения русской кухни "Русская поварня":

- Ресторан - это коммерческое заведение, и никто не заставляет человека против его воли идти туда. Рестораны работают для того, чтобы привлечь клиентов. Это их бизнес. И если ресторан вводит постное меню, он делает это не просто так. Значит, есть устойчивый контингент посетителей ресторана, которые как раз требуют в посты постное меню. Даже если у нас постятся 15 процентов населения, то эти люди тоже хотят есть и ходят в кафе и рестораны. Так что никуда от постного меню не деться. Даже если сам ресторатор непостящийся и неверующий человек, в его ресторане будет постное меню. Я, как человек верующий, во время поста выберу такое место, где есть постное меню.

Нехорошо, когда человек впадает в крайности. Есть фанатичные религиозные люди, не дающие спуску никому, кто не соответствует их представлениям о должном, а есть фанатичные атеисты. Я не понимаю, что может раздражать в ресторане с постным меню. Я, православный человек, прихожу в магазин, вижу лавку с халяльными продуктами, и это не вызывает у меня неприятия. Пусть будет. Я сам иногда покупаю конскую колбасу в халяльной лавке, потому что она очень вкусная. Это не значит, что так ущемляются мои права или я перехожу в другую веру. На мой взгляд, вся эта история - просто попытка обратить на себя внимание, и больше ничего.