Лейла Намазова-Баранова: Права детей нарушаются постоянно, и об этом надо открыто говорить. Просто есть очень явные случаи. Есть менее заметные. Есть и те, которые даже в голову родителям не приходят. В любом случае должна быть очень четкая позиция гражданского общества, желающего защитить свое будущее.
Примеры нарушений можете привести?
Лейла Намазова-Баранова: Конечно. Сперва хотелось бы привлечь внимание к менее очевидным. Вот мама громко кричит на ребенка, а тот закатывается в истерике. Или, наоборот, сжался в комок от страха. Вот папа с размаху шлепает расшумевшегося сына-дошкольника. Кто-то скажет: и нас так воспитывали! Но я, как педиатр, как мама и бабушка, убеждена: воспитывают ребенка любовь и уважение к нему. А это - типичное нарушение его прав.
Все дети имеют право на заботу со стороны родителей. Именно они ответственны за здоровье ребенка, закладывающееся в первые 1000 дней жизни - 9 месяцев внутриутробной и следующие 2,5 года внеутробной. Насколько правильно родители организуют в это время его питание, влияет на формирование здоровья. Речь о том, что малыша необходимо адекватно кормить, в соответствии с возрастными потребностями. Подчеркиваю, возрастными. Это значит, что ребенок до 6 месяцев должен получать исключительно грудное молоко матери. До года продолжать получать грудное молоко и дополнительные специальные продукты (прикорм). С года до трех - продукты, содержащие необходимые для развития ингредиенты.
А что происходит в действительности? Не более 45% женщин кормят грудью до полугода, а потом их число уменьшается до 30%. И причина отнюдь не в медицинских противопоказаниях, просто кормить из бутылочки проще. Иногда не успеет у него или у нее первый зуб вылезти, как сразу - в руки огурец или сосиску. И вся семья умиляется: ребенок стал совсем "взрослым". А ему положено свое, особое, детское питание! И в год на общий семейный стол переводить детей нельзя. Рано.
Сплошь и рядом детей кормят неправильно. Они недополучают белки, потому что мясо дают редко. Еще реже - так необходимую для роста и развития рыбу. Совсем плохо с овощами и фруктами. Зато в избытке кетчупы, соусы, газированные напитки, сладости... Это типичные примеры, которые даже не ассоциируются с нарушением прав детей.
Не ассоциируются. Иные примеры есть?
Лейла Намазова-Баранова: Отказы от профилактических прививок. Вот представьте. Очень "продвинутые" молодые родители, начитавшись в Интернете всяких глупостей от антивакцинаторов, отказались вакцинировать своего ребенка. А малыш взял и заболел той самой инфекцией, от которой его могли защитить, но не защитили. Или, что еще хуже, остался инвалидом, например, оглох после перенесенного острого гнойного отита гемофильной природы. Или перестал ходить после пневмококкового менингита. Или даже умер от менингококковой инфекции. Кто несет за это ответственность? Родители! А есть ли прецеденты в юридической практике о наказании родителей в этой ситуации?
Не слышала. Может, дело в незнании родителями прав собственных детей? Может, они бы и не нарушали, если б знали?
Лейла Намазова-Баранова: В этом вы правы. Хотя, как любят говорить юристы, "незнание законов не освобождает от ответственности". С момента ратификации ООН Конвенции о правах ребенка прошло больше 25 лет. Однако до сих пор многие даже если и держали эту тонкую книжечку в руках, но не читали. Да это, честно говоря, и понятно: документ написан ужасно скучным, тяжелым юридическим языком. И обычному человеку "продраться" через дремучий лес формы, чтобы уловить содержание, практически невозможно. Поэтому российские педиатры решили изменить ситуацию. И предложили европейским коллегам проект, который стал невероятно популярным на нашем континенте, и даже за его пределами. Мы подготовили книги "Права детей в сказках народов мира". Это такие книги-перевертыши, когда с одной стороны текст на русском, а если перевернуть книжку - на другом языке.
Почему выбрали сказки?
Лейла Намазова-Баранова: Во-первых, сказки - самые читаемые детям книжки. Во-вторых, читая эти сказки, родители узнают о правах своих детей. В-третьих, когда нынешние читатели вырастут и "заведут" собственных детей, они уже будут хорошо информированными об их правах. Ну и, в-четвертых, двуязычные проекты способствуют изучению иностранных языков. Это важно и для российских детей, и для европейцев. Русско-французский сборник - самый первый проект, поддержанный лично послом Французской Республики. Многократно переизданы русско-английский, русско-немецкий, русско-молдавский - спрос растет. Подготовлены русско-сербская и русско-венгерская версии. Заканчивается работа над совместной книжкой с американской академией педиатрии, учитывающая особенности американской версии английского языка.
Как устроена книга? Это просто сборник сказок?
Лейла Намазова-Баранова: Сборник, но не простой. Там есть вступление, где дана информация про Конвенцию. Часть первая представлена следующим образом. На левой части разворота полная формулировка отдельной статьи, и ниже - эта мысль, изложенная простым, не юридическим языком. А в правой части - сказка, иллюстрирующая это право. Вторая часть дана в виде текста. Например. Возьмем статью 1 "Каждое человеческое существо, не достигшее 18 лет, считается ребенком и имеет право на имя". Прекрасно раскрывает это положение русская народная сказка "Снегурочка". Ее сюжет каждый знает с детства: слепили старик со старухой из снега девочку, стали ей имя придумывать. И как только назвали они ее Снегурочкой, девочка ожила. Статью 2 "Обществу дорог каждый ребенок" иллюстрирует британская народная сказка "Мальчик-с-пальчик". Статью 10 "Разлучение и препятствие общению ребенка с семьей является незаконным" - сказка датского писателя Ганса Христиана Андерсена "Снежная королева". Статью 32 "Ребенок имеет право на защиту от трудовой и экономической эксплуатации" объясняет известное произведение Шарля Перо "Золушка".
Примеры подобраны под каждую статью конвенции. Нам бы очень хотелось, чтобы читатели обратили внимание на статью 5 "Родители несут ответственность за ребенка" и русскую народную сказку, прекрасно описывающую эту ситуацию. Имею в виду "Волк и семеро козлят": мама-коза оставила детей дома одних, и что было дальше - знает каждый ребенок. Такое безответственное отношение к своим детям ни один волк не оставит без внимания...
Ну хорошо. Вы, педиатры, свою лепту внесли. А как же гражданское общество?
Лейла Намазова-Баранова: Европейская педиатрическая ассоциация инициировала рассмотрение законодательных актов европейских стран на предмет соблюдения прав детей. Настало время реализовать, наконец, идею главного педиатра России, академика Александра Баранова о принятии отдельного "Закона об охране здоровья детей". Закона, который бы стал юридическим щитом, защищающим права каждого российского ребенка. Государства обязаны защитить детей от всего, от чего их можно защитить.