Сегодня ситуация в прокате совсем иная - стоимость прав на новинки европейского кино номинирована в евро, покупать для проката не очевидно хитовые проекты стало делом рискованным. Теперь увидеть многие актуальные кинопроекты можно преимущественно двумя способами. Причем первый из них - скачивание в Интернете - к числу легальных не относится. А второй - как раз спецпоказы в рамках небольшого фестиваля. И в данном случае, надо отдать должное, удалось сколотить интересную и крепкую программу.
Один из хитов программы нынешнего фестиваля - фильм "Закон рынка" Стефана Бризе - все-таки доберется до отечественного проката 19 мая. Однако на фестивале его можно будет посмотреть уже в пятницу, 13 мая. Исполняющий здесь главную роль актер Венсан Линдон в прошлом году вполне заслуженно получил приз за лучшую мужскую роль на Каннском кинофестивале.
Линдон играет тут роль 50-летнего неудачника Тьерри. Он два года сидит на социальном пособии из-за того, что его работодатель перенес производство в другую страну - как раз чтобы сэкономить на зарплате таких, как Тьерри. Главный герой сначала судится с работодателем, затем с огромным трудом находит новую работу, но и тут все не слава богу - несправедливость всей системы заставляет Тьерри применить внезапно прорезавшиеся детективные навыки.
Фильм Бризе - левацкий, социальный и критический - мог бы легко скатиться в глубокую бездну политически ангажированного прямолинейного кино, если бы не одно обстоятельство. Режиссер тут явно действует с оглядкой на своих знаменитых бельгийских соседей - художественно близких ему братьев Дарденн, которые тоже вроде бы всю дорогу разводят сентиментальный соцреализм, но на самом деле являются едва ли не последними подлинными гуманистами в авторском кино. Как и Дарденны, Бризе в первую очередь интересует не социальная несправедливость сама по себе, а маленький человек, оказавшийся один на один с обстоятельствами непреодолимой силы.
Бризо с большой симпатией пишет портрет Тьерри - и, быть может, именно эта искренняя симпатия в конечном счете мешает ему встать не за спиной Дарденнов, а рядом с ними. В финале своих картин братья обычно наступают на горло своему человеколюбию и выступают как безжалостные художники. Бризе же сводит все к выводам утешительным и душеспасительным - это не то чтобы кардинально портит фильм, но заметно снижает его планку. Отчего он, впрочем, не перестает быть любопытным образцом как неплохого авторского кино, так и выдающегося актерского перформанса.
Другой фильм, который можно увидеть в рамках фестиваля, демонстрирует нам прямо противоположную - водевильную, игривую, бурлескную - сторону французского кино. В данном случае на жанр намекает уже само название - "Сент-Амур: Удовольствия любви". Этих самых удовольствий решил отведать пожилой крестьянский увалень Брюно, которому надоело разводить племенных быков. Вместо этого Брюно жаждет найти себе невесту.
Отец крестьянина, поняв всю серьезность ситуации, решает незамедлительно помочь сыну, и они вместе с приятелем Брюно отправляются на поиски суженой не куда-нибудь, а прямиком по винодельческим хозяйствам Франции - что, конечно же, придает поискам дополнительное измерение.
"Сент-Амур" можно смело рекомендовать всем поклонникам французской комедии в целом и комедийного таланта Жерара Депардье в частности - в главной роли тут именно он.
Показ фильма состоится в субботу, 14 мая.