Делается это в рамках городской целевой программы "Моя улица". За два года, прошедшие после ее запуска, в городе уже преобразились полсотни улиц, еще столько же столичные власти обещают обновить предстоящим летом. И только Тверская пока оставалась неизменной. И вот - дошла очередь и до нее. Концепцию, какой она будет на первом участке - от улицы Моховой до Пушкинской площади, разработал нидерландский архитектор Адриан Гезе, автор новых общественных пространств, которыми гордятся Мадрид, Лондон, Торонто, Барселона и другие столицы мира. Это по его предложению на Тверскую вернутся липы, погибшие в 90-е годы под натиском в десятки раз возросшего в Москве потока транспорта. Экологи и урбанисты долго спорили, смогут ли они прижиться вновь - слишком велика концентрация выхлопных газов от почти 5 миллионов машин, которые курсируют теперь по столице. Тем не менее решили попробовать и посадить в грунт 105 взрослых деревьев, высотой не менее 5 метров. "Растут же деревья в центре других крупных городов мира", - объяснил это решение партнер КБ "Стрелка" Григорий Ревзин. И признал: правда, обойдется это очень дорого. Ведь мало того, что придется перекладывать массу инженерных коммуникаций, но надо еще и защитить корни деревьев от воздействия разных токов, сливов и прочего. Но цель стоит того: гораздо приятнее гулять в тени свежей зелени, чем среди засилья стекла и бетона.
Правда, и саженцы в мраморных тумбах, появившиеся на Тверской в последние годы и скрашивавшие хоть как-то жизнь москвичам, решено тоже сохранить - зелени много не бывает. Прибавится и пространства для пешеходов. Для этого архитекторы решили просто немного сузить полосы движения - с наших 3,75 м до европейских 3,5 м. В результате удастся расширить тротуары и люди окажутся на каком-то расстоянии от машин. Внес уже лепту в формирование нового облика Тверской и кризис: на ней появились недорогие кафе и магазины. Скоро вернутся на Тверскую исторические фонари, правда, уже с энергосберегающими лампочками, улицу замостят камнем с рисунком, сочетающимся с застройкой...
Какой будет Тверская дальше, вплоть до Белорусского вокзала? Ответ на этот вопрос столица получит по итогам международного конкурса, стартовавшего вчера. "Разработать еще один проект мы могли поручить тому же Гезе, - рассказала журналистам директор конкурсной практики КБ "Стрелка" Джованна Карневали. - Но мы хотим, чтобы пришли молодые архитекторы и вдохнули жизнь и новые идеи в эту улицу, которая берет начало от самого Кремля и идет через весь город практически до самого аэропорта Шереметьево.
Заявки на участие в конкурсе принимаются до 28 июня. Победитель станет известен 7 июля. Его ждет приз - 824 тыс. руб. и позже еще 50 тыс. долларов за эскиз уже проекта реконструкции. По 300 тыс. руб. получат еще два финалиста, занявшие 2-е и 3-е места. Определят их жюри, возглавляемое заммэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петром Бирюковым.
Пока же Джованна Карневали лишь заметила, что профиль магистрали позволяет и здесь заузить полосы движения для машин, посадить деревья и расширить пешеходное пространство: "Но мы понимаем, что здесь всегда очень плотное движение машин, и потому задача участников конкурса - сохранить трафик".
Напомню, расширенная в 50-е годы, Тверская долгие годы была парадной, всем своим видом олицетворяя мощь страны - победительницы в Великой Отечественной войне. В 90-е годы прошлого века она обросла дорогими бутиками и ресторанами, превратившись в витрину богатства и роскоши. Каким будет ее обновленный образ? Скоро узнаем. Правда, сначала придется потерпеть некоторые неудобства - на время работ полос на дороге станет на одну меньше в каждую сторону и они станут на 25 см уже. Но ведь терпим же мы неудобства во время ремонта квартиры! Потерпим и здесь.