В четверг с большим докладом на Совете судей выступит председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев. Нетрудно предположить, что пойдет профессиональный разговор о будущем суда присяжных.
Напомним, что 20 мая Госдума приняла во втором чтении президентский пакет законопроектов о расширении применения института суда присяжных.
В региональных судах число присяжных заседателей сокращается с двенадцати до восьми человек. Это сделано для того, чтобы упростить процедуру отбора присяжных. Соответственно, коллегии будут формироваться быстрее.
Вместе с тем коллегии присяжных вводятся и в районных судах, и здесь возможны сложности экономического характера. Много ли районных судов готовы организовать процессы с участием присяжных?
На создание необходимой инфраструктуры в районных судах для коллегий присяжных отводится более двух лет: предусматривается, что закон в части создания коллегий присяжных в районных судах вступит в силу в июле 2018 года, и состоять коллегии там будут из шести присяжных.
Согласно законопроекту, присяжные смогут рассматривать абсолютно все дела об убийствах. Кроме того, в подсудность присяжным будут отнесены дела части 4 статьи 111 УК "Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего".
По расчетам разработчиков проекта, после принятия закона потенциально под юрисдикцию судов присяжных попадут более 15 тысяч дел в год. Впрочем, в правовом сообществе активно обсуждаются идеи сделать и другие шаги в сторону расширения полномочий судов присяжных.
Есть предложение поручить судьям из народа дела об экономических преступлениях. Была идея отдать присяжным и некоторые гражданские споры, например семейные или трудовые. С такими предложениями выступала, в частности, Федеральная палата адвокатов.
Большой резонанс вызвала и инициатива разрешить присяжным рассматривать дела по самообороне. Законы у нас вполне справедливы, считают эксперты, но на практике, подчас, возникают проблемы.
Законодатели пояснили, что слышали о многих предложениях, но обсуждать их будут уже позже, в рамках других инициатив. Сначала надо решить вопрос в принципе: внедрить коллегии присяжных в районных судах.
Основная проблема, почему у присяжных пока мало работы, в том, что коллегии "народных судей" предусмотрены только в региональных судах. Поэтому масса категорий дел выпадает из подсудности судов присяжных. Готовящийся закон меняет ситуацию, а судам надо готовить материальную базу.
Кстати, как рассказал недавно Вячеслав Лебедев, в прошлом году судами было рассмотрено более 960 000 уголовных дел в отношении более одного миллиона лиц.
"Почти каждый четвертый освобожден судом от уголовной ответственности по различным процессуальным основаниям, - сообщил Вячеслав Лебедев. - Из почти полумиллиона дел о преступлениях небольшой тяжести почти каждое четвертое прекращается судом по основаниям, имевшим место на стадии расследования".
По его словам, в особом порядке судебного разбирательства, когда вынесение оправдательного приговора не предусмотрено самой формой судебного разбирательства, рассмотрены дела в отношении более 656 000 лиц, из которых осуждено 544 000, а в отношении 112 000 лиц дела прекращены.
- Рассматривая эти дела в особом порядке судебного разбирательства, суд может постановить обязательный приговор и назначить наказание только в том случае, если придет к выводу, что обвинение, с которым согласился обвиняемый, является обоснованным и подтверждается доказательствами, собранными по делу, - говорит Вячеслав Лебедев. В порядке судебного разбирательства, когда в деле исследуются доказательства, уголовные дела рассмотрены в отношении 360 тысяч человек, осуждено 217 тысячи человек, а освобождено от уголовной ответственности 134 тысячи. В том числе оправдано 4600 подсудимых. Так что цифры, по мнению руководителей судебной системы, говорят о том, что в обвинительный уклон наши судьи не впадают.
За последние пять лет количество осужденных к реальному лишению свободы сократилось на треть, то есть до 219 тысяч лиц.
В 2015 году за преступления против личности было осуждено 270 тысяч лиц, а за убийство - 9200 граждан. 70 процентов осужденных за убийство не имели определенных занятий, 66 процента не имели семьи, 72 процента совершили преступление в состоянии алкогольного опьянения, а 32 процента были ранее судимы.
После отсидки осужденные все чаще берутся под административный надзор, назначаемый судом. А контролирует бывших заключенных полиция.
Кстати, во вторник пленум Верховного суда России принял проект постановления пленума, объясняющий, когда бывшего заключенного можно вернуть в тюрьму за уклонение от административного надзора.
Уклонение от административного надзора - это уголовная статья. Попасть под нее может как человек, не приехавший после освобождения к месту, указанному в предписании (это место, кстати, он выбирает сам), так и поднадзорный, несколько раз нарушивший запреты.
За год за уклонение от административного надзора было осуждено более трех тысяч человек. Теперь Верховный суд разъяснил случаи, когда поднадзорные не попадают под статью.