Борис Николаевич, насколько актуально было воссоздание Общества?
Борис Любимов: В нашей сложной, прерывистой истории от Древней Руси до современной России, и в нашем пространстве от Дальнего Востока до Калининграда, и от Архангельска до Сочи русский язык - становая жила и истории, и самого существования нашего государства. Что нас сегодня связывает с великой и символической Древней Русью? История, география и язык. И люди, которые на протяжении многих веков хранили историю, осваивали пространство и говорили по-русски. Российская словесность и театр - это лучшее из того, что я знаю в русской культуре. Создание такого Общества сегодня весьма существенно по многим причинам. С одной стороны, у нас есть величайшие традиции, ведущие от Ломоносова к Солженицыну и Распутину. С другой стороны, сколько наших соотечественников сегодня живут за рубежом и что их объединяет? Иногда - религия, и всегда - язык. Но и в современных СМИ, и в глобальной Сети этот самый русский язык чувствует себя далеко не всегда уютно, зоны его нелитературного употребления расширяются...
Вот как раз состояние русского языка и его преподавание было названо главной областью приложения усилий вновь созданного Общества. Действительно в школе все так плохо? Как владеют русским ваши абитуриенты?
Борис Любимов: Ну все-таки в вузы культуры приходят люди, которые хотя бы что-то читали. Но если говорить о письменном русском, то мы сейчас находимся по уровню безграмотности примерно в 1926 году. Не скажу, что Россия повально неграмотна, но она пользуется правописанием примерно так же, как правилами дорожного движения лихачи, которые легко пересекают сплошную. В студенческих заявлениях, служебных записках или объяснительных на имя ректора две-три ошибки - это еще не худший вариант. В устной речи все не так катастрофично, но влияние улицы, неграмотных телеведущих, да и политических деятелей, которые просто изощряются в вариациях ударений, тоже очень заметно.
А какие меры по исправлению ситуации, действенные, без маниловщины могли бы исправить положение?
Борис Любимов: Одно дело медленно, но верно делается. Это возвращение в школы сочинения. И опять-таки без идеалистических соображений: увеличение часов литературы и русского языка в школе. Для меня очевидно, что это приведет к успеху.