При уборке станций опилки используют потому, что это дешевый материал, эффективно справляющийся с пылью и грязью. К тому же он экологически чистый и не вызывает аллергии, что важно в замкнутом пространстве. Подметают опилками минимум дважды в день, рассыпают их вручную. Поставляет опилки деревообрабатывающий завод, причем подходят исключительно опилки сосны - у них необходимая для нужд метро плотность. После подметания делается влажная уборка машинами.
Эту собаку найти легко - нужно выйти из третьего с хвоста поезда вагона, следующего в сторону "Щелковской". Выходя из этого вагона, пассажиры попадают как раз к той собаке, которая приносит удачу. Ее еще называют собакой Баумана.
Эта станция - одна из красивейших в нашем метро. Главный ее секрет - в акустике. Если подойти к колонне и что-нибудь прошептать в один из металлических желобов, то человек на противоположной стороне платформы, прислонив ухо к такому же желобу, услышит то, что вы прошептали.
Также существует миф, что при строительстве "Маяковской" использовали части дирижабля. На самом деле это не так. Просто металлические дуги на колоннах были сделаны на московском заводе, который строил дирижабли.
В Московском метрополитене работают 4 тыс. машинистов, помогают им 800 помощников. Рабочий день начинается с прохождения медкомиссии и инструктажа. Смена обычно длится от 6 до 8 часов. Часто спрашивают, есть ли среди машинистов женщины. К сожалению, нет. Работа вредная и тяжелая, потому женщин не берут.
Скорость эскалатора одинакова на всех станциях - 2,7 км/ч, или 0,75 м/с. Она примерно равна скорости идущего пешком человека и считается наиболее оптимальной и безопасной. Эскалатор всегда движется с одной и той же скоростью. Выключаются все эскалаторы ночью - в это время их осматривают и при необходимости ремонтируют. Что же касается разницы в скорости движения ступеней и поручня, то ответ кроется в устройстве эскалатора - его механизмы работают так, что небольшой разницы в скорости не избежать. Но разница не может превышать 2% и потому едва заметна.
Есть несколько станций, которые сегодня недоступны пассажирам. Одна из них находится на территории электродепо "Измайлово". Когда-то она называлась "Первомайская" и была конечной на Арбатско-Покровской линии. Сейчас там колесный цех электродепо.
Есть и построенные, но не открытые станции. Они строятся на месте, где в перспективе предусмотрено создание больших городских районов. Например, станция "Троице-Лыково" находится на территории Северо-Западного округа Москвы, но большинство пассажиров о ней ничего не знает.
Многие станции метро во время Великой Отечественной выполняли функции, не связанные с пассажирскими перевозками. Одна из них - "Чистые пруды", которая называлась "Кировская". В войну там находился командный пункт и был выкопан подземный ход, поскольку на станции был кабинет Сталина. Сам Сталин там, правда, никогда не был.
Это неправда. Единственные оставшиеся части храма, которые уцелели при сносе, - это скульптурные группы. Сегодня на храме они выполнены из бронзы, а тогда были мраморными. Сейчас они находятся на территории Даниловского монастыря - это резиденция Патриарха.
В рабочие дни - 8,5 млн человек, в выходные - 4,5 млн. Таким образом, в месяц московское метро перевозит 200 млн пассажиров.
Самая загруженная станция - "Комсомольская" Кольцевой линии, ею каждый день пользуются 150 тыс. человек. Дальше идут "Выхино" и "Речной вокзал". А наименее загруженная станция - "Лесопарковая". Ее пассажиропоток - 800 человек в сутки. Самый загруженный день для метро - среда, а часы пик приходятся на будни с 7 до 10 часов и с 17 до 20 часов.
В подземке много мистических мест. Одно из них - станция "Театральная". Один из ветеранов рассказывал, что несколько раз ночью, когда станция была пустой, видел посередине платформы танцующую балерину. Что же до мифа о поезде-призраке, то считается, что его можно увидеть только в полнолуние на станциях первой очереди метро, открытой в 1935 году, от "Сокольников" до "Парка культуры". Состоит поезд-призрак из вагонов серии "А" - это самые первые вагоны московского метро желто-песочного цвета.
За 81 год в московской подземке было выпущено около тысячи разновидностей билетов. А сегодня уже есть возможность пройти в метро и не имея билета вовсе - достаточно приложить мобильный телефон, если в нем установлена требуемая сим-карта и подключен соответствующий сервис.
Традиция запускать именные поезда появилась еще в советское время - были, например, поезда "Пионер Кунцева" и "Московский комсомолец", которых уже давно нет. Самый старый именной поезд, курсирующий до сих пор, - "Народный ополченец". Он появился еще в 1980-е годы и по сей день его можно встретить на Замоскворецкой линии. Всего сейчас в метро работает 14 именных поездов.
Кстати
Серия видеоответов в поиске Яндекса про метро - уже вторая. До этого, в апреле, в выдаче поисковика появились видеоролики, записанные на борту МКС. В них космонавт Олег Скрипочка рассказывал о жизни на борту станции и отвечал на популярные запросы пользователей на космическую тематику. Можно узнать из первых уст, как спят космонавты в космосе и почему там не видно звезд.