Джулиано Сальгадо: Я хотел рассказать историю отца языком репортажа

Работа выставки "Генезис" фотографа Себастио Сальгадо в московской Усадьбе Муравьевых-Апостолов на Старой Басманной улице должна была закончиться в конце мая, однако благодаря неиссякаемому потоку желающих посмотреть работы великого бразильца работа выставки продлена до середины июня.

Периодически организаторы устраивают довольно неожиданные мероприятия, связанные с "Генезисом": недавно, например, сын Себастио Сальгадо, режиссер Джулиано Рибейро Сальгадо, на один день приехал в российскую столицу, чтобы показать в музее "Соль земли" - документальный фильм о своем отце, фестивальный хит 2014 года, который был номинирован на "Оскар". Джулиано снял его в соавторстве с мэтром Вимом Вендерсом.

После показа фильма Сальгадо-младший ответил на вопросы "РГ".

В одном из интервью вы рассказывали, что у вас с Вимом Вендерсом были две разные точки зрения на то, как нужно делать "Соль земли". В чем были принципиальные различия?

Джулиано Сальгадо: Сложно так сразу сформулировать все противоречия: когда два режиссера снимают один и тот же фильм, они, наверное, неизбежны. Тут важно то, что Вим появился с идеей снять фильм о Себастио в 2011-м, тогда как я начал делать это кино еще в 2009-м. То есть у меня уже был готов собственный замысел, и я знал, как его воплощать. Я хотел рассказать историю Себастио языком репортажа, главная мысль которого сводилась бы к тому, что мой отец прежде всего свидетель очень важных событий, происходящих на планете, - и прекрасных, и самых ужасающих. Вендерс был согласен с такой трактовкой, но когда дело дошло до монтажа, выяснилось, что мы совершенно по-разному видим то, что должно получиться в итоге. Когда ты хочешь рассказать правдивую историю, существует множество способов это сделать, и чем дальше, тем больше "Соль земли" становилась картиной не моей, а Вендерса. У нас не было проблем с тем, чтобы договориться, о чем мы делаем кино, но мы часто не сходились в выборе метода. Но в случае с Вендерсом заявить о себе было не так-то просто: он, например, не стеснялся посмотреть смонтированный мною материал и сказать: "Это настолько ужасно, что я, пожалуй, сделаю все сам". Одним словом, монтажный период, когда мы сидели вместе с ним в одной комнате и пытались о найти общий язык, у нас был напряженный.

Для вас вообще важно мнение отца о том, что вы делаете?

Джулиано Сальгадо: На самом деле нет, меня это почти не интересует. Конечно, он мой отец, и мне приятно, если ему нравится то, что я делаю. Я даже горжусь, когда моя работа вызывает у него положительную реакцию. До "Соли земли" мы с Себастио не были особенно близки: когда я был ребенком, он постоянно работал на других концах Земли. И сблизились только во время съемок. Хотя и этот процесс происходил не то чтобы очень гладко. Пожалуй, впервые в жизни мы провели друг с другом длительный промежуток времени, когда во время съемок фильма отправились в Амазонию: он делал снимки, я снимал процесс его работы. И в перерывах между съемками нам было тяжело сидеть за одним столом - мы просто не могли найти достаточно тем для нормального разговора. "Соль земли" не решила эту проблему кардинально, но теперь я могу сказать, что мы с отцом стали ближе друг к другу. По крайней мере я понял, почему он бывал таким странным и отчужденным, когда возвращался из своих поездок. И мне было отрадно видеть, что он очень тронут после просмотра "Соли земли", который мы с Вимом организовали специально для него еще до того, как фильм начал ездить по фестивалям.

Вас не раздражает, что до сих пор вас везде представляют как Сальгадо-младшего, сына того самого великого фотографа?

Джулиано Сальгадо: Нет, я все-таки уверен в своих собственных талантах. Именно поэтому когда я делал свои первые шаги в кино, то вовсе не пользовался фамилией Сальгадо: первые свои документальные работы я снял под именем Джулиано Рибейро. Моя известная в мире искусства фамилия не вызывает у меня комплексов: мне, конечно, есть что доказывать окружающим, но я не пытаюсь доказать кому-то, что я круче собственного отца.

"Соль земли" была очень успешным фестивальным фильмом с блестящей прокатной судьбой. И вы, наверное, сами осознаете, насколько важен следующий ваш шаг. Что у вас дальше?

Джулиано Сальгадо: Есть несколько документальных проектов, но теперь главная моя цель - сделать полнометражный художественный фильм. Мы с моей подругой Иви написали сценарий и поехали на последний Каннский кинофестиваль общаться с потенциальными продюсерами. Реакция была позитивной. И если все сложится, это вновь будет парная работа: у картины будут два режиссера - я и Иви. А кино будет о том, как главный герой узнает, что убийцы его погибших 40 лет назад родителей до сих пор не просто не наказаны, а находятся у власти. Вы, наверное, знаете, что у нас в Бразилии исторически сложная политическая ситуация и ужасающая коррупция. Наше кино прольет на историю моей страны неожиданный свет.